Тимур Асланов: Залог успешности пиарщика в постоянном расширении границ знаний

Под занавес 2017 года был открыт приём заявок на Х Международный конкурс для пресс-секретарей, сотрудников пресс-служб и специалистов по связям с общественностью «Пресс-служба года-2017». О том, как развивался сам конкурс и его участники в течение десяти лет, о самых актуальных вопросах, которые решают специалисты в сфере PR сегодня и которые они будут решать завтра, у кого и где можно научиться азам и премудростям профессии, а также о многих других аспектах работы пиарщиков и специалистов в области продаж мы поговорили с председателем жюри конкурса «Пресс-служба года», главным редактором журналов «Пресс-служба» и «Управление сбытом», основателем и бессменным руководителем издательского дома  «Имидж-Медиа», бизнес-тренером, автором ряда бестселлеров в сфере продаж и PR Тимуром АСЛАНОВЫМ.

- Тимур Анатольевич, сегодня в России, пожалуй, не осталось ни одного профессионального пиарщика, который не слышал бы о конкурсе «Пресс-служба года». И всё же расскажите о нём новичкам в профессии, которые хотели бы получить рекомендации профессионалов и уже стремятся к признанию своих заслуг.

- В конкурсе «Пресс-служба года-2017» могут принять участие представители пресс-служб государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, пресс-секретари, PR-отделы компаний и предприятий, PR-агентства и независимые PR-специалисты. В этом году у нас четырнадцать номинаций: «Пресс-служба года», «Пресс-секретарь года», «Лучшее печатное корпоративное СМИ», «Лучшее электронное корпоративное СМИ», «Лучшая обложка корпоративного СМИ», «PR с нуля» (к участию в этой номинации принимаются проекты, стартовавшие в 2016 году), «Продвижение территорий», «Лучший PR-проект в государственной сфере», «Лучший PR-проект в бизнесе», «Лучший пресс-релиз», «Лучший проект по внутрикорпоративному PR», «PR в социальных медиа», «Лучший социальный проект в бизнесе» и «Лучший студенческий PR-проект». Кстати, участники могут подавать заявки в любое количество номинаций без ограничений. Единственный нюанс: в каждую номинацию можно подать только одну заявку от каждого участника.

- Что делать специалистам, по каким-либо причинам не попадающим в число участников, но у которых есть реализованный PR-проект?

- Не отчаиваться и всё равно подавать заявку. Вовсе не исключено, что мы учредим для них специальный приз. Наш конкурс – живой, постоянно развивающийся организм, и уже завтра в нём могут появиться номинации, о которых вчера мы и не думали.

- Раз уж мы заговорили о начале, вспомните, пожалуйста, основные изменения, которые претерпевал конкурс за эти десять лет.

- Все эти годы конкурс «Пресс-служба года» рос и вширь, и вверх. Из года в год расширялась география проекта, увеличивалось число заявок, мы постоянно вводили новые номинации. Если в самом начале число участников исчислялось десятками, то теперь мы говорим о нескольких сотнях ежегодно. Растёт и профессионализм номинантов. Сегодня мы уже видим, как многие коллеги из неопытных новичков превращаются в крепких профессионалов и даже лидеров отрасли. Надеемся, в этом есть и наша заслуга.

- А цели конкурса «Пресс-служба года» за эти десять лет менялись?

- Считаю, что цели мы изначально поставили настолько чёткие и правильные, что можно их лишь дополнять. Вот уже десятый год подряд конкурс помогает нам выявить и наградить лучшие проекты и работы, а также лучших специалистов в области связей с общественностью и лучшие коллективы пиарщиков, содействовать повышению профессионализма в нашей отрасли. Важно и то, что мы предоставляем пиарщикам из России, ближнего и дальнего зарубежья площадку для обмена профессиональным опытом, где PR-специалисты могут получить экспертную оценку своих работ и узнать о самых удачных кейсах коллег.

- Есть ли какие-либо ограничения для участников конкурса «Пресс-служба года»?

- Участие бесплатное. Мы принимаем на конкурс проекты, реализованные, завершённые или стартовавшие в 2017 году. Участниками могут стать пиарщики из России или любой другой страны. Заявки принимаются на сайте конкурса до 28 февраля 2018 года. Вот, пожалуй, и все ограничения. При этом могу сказать, что иногда мы отступаем от правил, если об этом просят коллеги. Например, продлеваем приём заявок. Но лучше на это не рассчитывать, а подавать заявки вовремя, потому что одно из главных условий успешного пиара – своевременность.

- Подведение итогов конкурса «Пресс-служба года» обычно совпадает с большой конференцией пиарщиков в столице. В этом году традиция продолжится?

- Да, мы планируем подвести итоги конкурса на Международной практической  конференции «Эффективная пресс-служба-2018», которая пройдёт 19 и 20 апреля 2018 года в Москве. Коллеги знают, что каждую весну мы собираем пиарщиков со всей России и зарубежья, чтобы поговорить о том, какие инструменты и методики работы пресс-служб наиболее актуальны  и эффективны в настоящий момент. В апреле мы планируем провести очередной грандиозный форум с участием ведущих экспертов-практиков в области связей с общественностью.

- На большой конференции пиарщиков в декабре 2017 года Вы впервые применили методику разделения докладов на два параллельных потока.  Такой поход оправдал себя?

- Методика доказала свою эффективность, поэтому в следующий раз у нас снова будет два тематических потока докладов – «Связи с общественностью в бизнесе» и «Связи с общественностью в государственных структурах». В рамках каждого потока будет несколько тематических секций, чтобы учесть отраслевую специфику участников. Но это не значит, что пиарщики, работающие в разных сферах, в эти два дня будут изолированы друг от друга. Мы проведём общую нетворкинг-сессию, на которой перезнакомим всех между собой по нашей специальной технологии.

- Какие темы будут затронуты на конференции «Эффективная пресс-служба - 2018»?

- Программа ещё находится в стадии доработки, следить за её наполнением и оставлять заявки на участие можно уже сейчас на сайте конференции. Могу сказать, что участников ждут кейсы, практика и конкретные рекомендации от профессионалов. Мы поговорим о том, что делать в 2018-ом году, чтобы получить максимальный охват публикаций, как бороться с негативом, как делать взрывной пиар и вирусные посты, как писать интересные тексты, как защищать репутацию, как продвигать проекты в социальных сетях, как добывать инфоповоды внутри компании, как строить кризисные коммуникации, как наполнять и продвигать сайт, как продвигать имидж политика, учебное заведение, медицинскую клинику, городской департамент, суд, завод, розничную сеть – практически что угодно и с высокой эффективностью. 

- Это всё будет весной, а запланированы ли какие-то конференции на зиму 2018 года?

- В феврале мы проведём в Москве ежегодную конференцию «Связи с общественностью в социальных сетях - 2018». Спикеры конференции поделятся с участниками методиками и практическими рекомендациями по важнейшим темам: «Стратегия продвижения в социальных сетях: что скорректировать и на что обратить внимание в начале 2018 года», «Как создавать хайповый контент и получать максимальный охват», «Персональный брендинг в социальных сетях: как строить продвижение ньюсмейкера, как вести аккаунты руководителя и его блоги»,  «Как максимально эффективно работать с блогерами и авторами популярных аккаунтов, чтобы продвигать свои проекты и бренды», «Нюансы и тонкости продвижения в Телеграм и других мессенджерах», «Кому и для чего нужен Твиттер и как его правильно использовать», «Как противостоять негативу в сети», «Как бороться с негативом юридическими инструментами», «Как создать и раскрутить сообщество бренда и вывести его в топ», «Как писать тексты для соцсетей», «Как раскрутить канал на ютьюбе и как его правильно использовать» и не только. Полную программу можно увидеть на сайте конференции. Мероприятие запланировано на 15-16 февраля 2018 года, приём заявок уже начался.

- Давайте вернёмся непосредственно к конкурсу «Пресс-служба года». Его участники из столицы и регионов находятся в равных условиях?

- Мы не делим конкурсантов на столичных и провинциалов. Имеет значение только их профессионализм. Можно быть посредственным сотрудником где-нибудь в небоскрёбе  Москва-Сити, а можно – мечтой работодателя в самой отдалённой глубинке.

- А если расширить вопрос до развития отрасли в целом?

- Я не раз говорил о том, что многие PR-специалисты в регионах варятся в собственном соку, «застывают» на определённом этапе, не видят возможностей для развития и не верят в собственные силы. Им очень важно влиться в профессиональное сообщество, иметь возможность обсудить с экспертами то, что они делают. Благодаря нашим наградам они смогут поверить в себя и свои силы. Между прочим, среди участников конкурса «Пресс-служба года» с каждым годом всё больше тех, кто узнал о нём на лекциях, тренингах и семинарах, которые я провожу в регионах. Среди этих ребят действительно много умных, талантливых, креативных пиарщиков, возможно, даже будущих лидеров отрасли (конечно, если им немного помочь).

- О чём вы рассказываете пиарщикам на своих мероприятиях в регионах?

- Я говорю с ними о том, что интересного происходит в нашей профессии, делюсь секретами и фишками, инструментами для работы, своим опытом и опытом моих коллег, партнёров и клиентов, даю пошаговые методики, конкретные рекомендации.

- Не секрет, что сфера Ваших интересов распространяется также на продажи. Так, в декабре 2017-го года Вас даже наградили орденом «За заслуги в маркетинге» за вклад в развитие маркетинговых коммуникаций. Расскажите, что это за награда?

- Такие ордена ежегодно вручает Гильдия Маркетологов самым достойным представителям профессии. При вручении коллеги отметили ту большую работу, которую я веду в сфере бизнес-образования: издание журналов, международные конференции, бизнес-тренинги, преподавание в бизнес-школах и так далее. Это не государственный орден, но очень почётная отраслевая награда, и мне безумно приятно, что мои заслуги высоко оценивает сообщество профессионалов.

- Вы активно делитесь своим богатым опытом как с начинающими, так и с продвинутыми специалистами в сфере PR и продаж. На какую аудиторию рассчитаны  Ваши мероприятия и о чём обычно идёт речь?

- Я читаю лекции по продажам, управлению продажами, копирайтингу, маркетингу, рекламе и связям с общественностью, а также провожу семинары и тренинги по теме управления продажами и увеличения продаж, бизнес-копирайтинга, PR. Считаю, что эти вещи тесно связаны. Основа любого бизнеса – продажи. В конечном счёте, главный критерий успешности бизнеса – его прибыльность.   

Мы говорим обо всём, что необходимо знать в профессии: о системном управлении продажами, о способах увеличения объёмов продаж и удержания клиентов, о стратегии построения PR-работы, об управлении репутацией и работе с негативом. Также мы делаем «работу над ошибками» в отделе продаж, учимся писать эффективные коммерческие предложения и PR-тексты, правильно работать в социальных сетях и использовать информационные поводы во благо компании и многое, многое другое. Фрагменты моих выступлений на конференциях, лекциях, семинарах и тренингах можно посмотреть на моём канале в Youtube. Там же я периодически публикую обучающие видео по связям с общественностью, публичным выступлениям, продажам и копирайтингу.  

- Те, кто следит за новыми веяниями в данных сферах, многие идеи черпают из специализированных профессиональных журналов по продажам, маркетингу, менеджменту, рекламе, розничной торговле и связям с общественностью, которые выпускает издательский дом «Имидж-Медиа», а также из Ваших статей и книг о продажах, PR, маркетинге и менеджменте. Многие уже практически наизусть выучили Ваши книги «Арифметика продаж», «Альфа-продавцы: спецназ в отделе продаж» и «Копирайтинг. Простые рецепты продающих текстов». А вот книгу «PR-тексты. Как зацепить читателя» 2017 года издания читали пока не все. Расскажите, для кого она предназначена?

 - Это практическое пособие для начинающих пиарщиков, с помощью которого они смогут быстро закрыть пробелы в образовании или пополнить копилку знаний, если образование получали в другой области. Это справочник для тех, кто в профессии уже несколько лет. Те, кто считает себя продвинутым специалистом, получат возможность взглянуть на некоторые пиар-инструменты по-новому. Я даю в своей книге подсказки, которые могут быть полезными абсолютно всем пиарщикам, которые не перестают совершенствовать профессиональное мастерство на любом этапе карьеры.

- Приоткройте секрет: о чём можно будет прочитать в журнале «Пресс-служба» в 2018 году?

- Журнал «Пресс-служба» продолжит публиковать методические и практические материалы, необходимые в работе каждого пиарщика, кейсы, примеры успешных PR-кампаний, технологии работы по продвижению компании, организации, органа власти или руководителя. Читателей ждут интервью на актуальные темы с ведущими PR-специалистами, руководителями пресс-служб и пресс-секретарями. Журнал расскажет, что сейчас актуально в отрасли, какие приемы и техники дают наивысший результат. Наше издание уже давно стало своеобразным клубом общения профессионалов, форумом PR-специалистов, где каждый может рассказать о своей работе, высказать точку зрения по актуальным вопросам профессии, узнать, как коллеги ежедневно решают аналогичные вопросы и проблемы в соседнем регионе или в похожей сфере. Читателей ждут прикладные материалы по созданию качественных пресс-релизов, реализации PR-проектов, методикам планирования PR-кампаний, способам организации брифингов. Мы продолжим стремиться к тому, чтобы журнал можно было использовать не только как источник актуальных сведений о положении дел в области связей с общественностью, но и в качестве практического пособия для ежедневной работы.

- А разве в принципе возможно уследить за всеми событиями в индустрии связей с общественностью?

- Это вряд ли удастся даже самым добросовестным пиарщикам, ведь технологии меняются очень быстро. Новые тенденции и методики в этой сфере появляются едва ли не ежедневно. Но я уверен в том, что настоящий специалист в сфере PR обязан быть в курсе событий, происходящих в отрасли. Здесь очень к месту будет высказывание г-на Ротшильда: тот, кто владеет информацией, владеет миром. Перефразировав его, скажу, что успешным может быть лишь тот пиарщик, который постоянно расширяет границы своих знаний.


« К списку новостей