PR в сфере науки и образования. Спецвыпуск журнала "Связи с общественностью в госструктурах"

PR в образовании

В общественном сознании наука существует только потому, что со сложного языка ученых, окутанного непроницаемой завесой сложных понятий и терминов, на язык простых людей ее переводят научные коммуникаторы. В этом смысле работа пиарщика научного или образовательного учреждения намного увлекательнее, чем PR в бизнесе. Сегодня ты пишешь релиз про открытие новой кометы, завтра – материал про новое средство ранней маркировки раковых клеток, послезавтра – это может быть обзор новых видов животных, выловленных во время экспедиции со дна Тихого океана.

В очередном спецномере журнала «Связи с общественностью в государственных структурах» (№4-2019) мы попытались затронуть все самые главные аспекты работы научных коммуникаторов: от истории профессии до этики и организационных моментов. Мы приоткрыли и тайны редакционной «научной кухни» и секреты самих ученых. В этом нам помогли наши коллеги – ученые-популяризаторы и научные журналисты, без которых невозможно было бы раскрыть эту тему в полном объеме.

В спецномере вы узнаете о том, в чем разница между научным коммуникатором и научным журналистом, причем на живых кейсах: взгляд журналиста на науку нам показал научный редактор портала Indicator.Ru сооснователь и главный редактор портала Neuronovosti.Ru, создатель портала Mendeleev.info Алексей ПАЕВСКИЙ. Взгляд с другой стороны баррикад нам нагладно продемонстрировать руководитель пресс-службы в Химического факультета МГУ Сергей ИВАШКО.

Кто вообще сказал, что наука нуждается в пиаре? Каюсь, так думала и я, когда впервые переступила порог университета в качестве руководителя московской пресс-службы ДВФУ. Как сильно я ошибалась – время показало очень быстро. У науки поклонников едва ли не больше, чем у Оли Бузовой. Миллионы людей во всем мире читают об открытиях ученых! Поэтому ведущий научный сотрудник НОЦ «Учетно-аналитическое обеспечение инновационного развития региона» Ирина МАСЛОВА рассказала в своей колонке о том, кому и для чего нужны научные коммуникации, кто наша целевая аудитория и как выстраивать с ней контакт.

Где и как искать новости для научной рубрики и как отличить фейк от настоящего научного открытия, рассказал научный журналист Анатолий ГЛЯНЦЕВ (Вести.Наука). Не менее интересный материал о мультимедийной научной журналистике подготовила научный и экологический журналист, главный редактор нативной рекламы издания N+1, автор таких изданий, как Nature и ТАСС-Чердак Ольга ДОБРОВИДОВА. Оказывается, про науку можно не только статьи и новости, но еще и видео, мультфильмы, полнометражное кино, тесты, мемы, конкурсы и мобильные игры, прекрасные видеоролики – форматов так много, что пришлось отвести под статью Ольги места гораздо больше, чем планировалось сначала.

В чем сходство и различия между обычным пресс-релизом и научным, и почему жизнь научного релиза дольше, чем судьба любого другого инфоповода рассказала Юлия ПОЗДНЯКОВА — начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения Российской академии наук и старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций Гуманитарного института Новосибирского государственного университета.

О том, как выстраивать научные коммуникации в социальных сетях и вовлекать в них молодежь – студентов и школьников – рассказала менеджер социальных сетей МФТИ, директор мастерской научной коммуникации «Летней школы» Алена ГУРЬЕВА. Занимательно и с картинками!

Не менее интересен «Берлинский кейс» — опыт выстраивания условной PR-кампании целого города «для ученых», о котором поведал руководитель группы научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН Егор ЗАДЕРЕЕВ по результатам своей поездки в Берлин.

Завесу тайны внутренней кухни научных институтов приоткрыл директор НИИ биологии «ИГУ», профессор кафедры зоологии беспозвоночных и гидробиологии биолого-почвенного факультета ИГУ Максим ТИМОФЕЕВ. Все почти в лучших традициях жанра: сосредоточенные люди, кругом все шипит, булькает и шевелится, иногда кто-то вскрикивает «Эврика!» А потом бац! И Нобелевская премия. Правда, не всегда.

Вы знаете, какие оффлайновые мероприятия проводятся в сфере научных коммуникаций? Помимо фестиваля науки? Это и хакатоны, и классические научные конференции, и интерактивные музеи, и даже развлекательные мероприятия для детей. Подробности вы найдете в статье директора центра развития и популяризации молодежной науки НИТУ «МИСиС» Андрея ВОРОНИНА.

Нам удалось затронуть и вопрос об этике научного коммуникатора: что можно и что нельзя делать пиарщику научного или образовательного учреждения. Скажу честно, я предлагала написать этот материал доброму десятку экспертов, но осмелилась подойти к этой непростой теме только руководитель Группы социальных коммуникаций УНЦ ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований) Анастасия СУЩЕВИЧ.

Ваша покорная слуга поделилась непростым опытом организации пресс-тура для научных журналистов из Москвы на Дальний Восток, и историей о том, как нам удалось сделать этот пресс-тур ежегодной традицией.

О проблемах внутренних коммуникаций внутри научного института рассказала Нина САДЫКОВА – к.б.н., научный сотрудник, и.о. пресс-секретаря и администратора портала Института экологии растений и животных УрО РАН.

Одна из самых больных тем среди пиарщиков университетов – это бесконечные попытки крупных медиа сделать очередной рейтинг и возвести его в ранг must have, воздействуя на разные органы власти. Какие рейтинги действительно хорошие, а какие откровенно плохие, как с ними работать и как при этом противостоять давлению руководства сверху, рассказала экс-руководитель пресс-службы МФТИ Алена ГУПАИСОВА.

Не могли не затронуть и вопрос работы с желтой прессой, которая падка на хайпы, но часто это выходит боком для имиджа наших подопечных ученых. Как работать с этой непростой категорией СМИ, рассказал Дмитрий МАЛЬКОВ – директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО, вице-президент Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН).

О секретах продвижения российской науки в зарубежные СМИ рассказал специалист по работе с такими СМИ Дальневосточного федерального университета Александр ЗВЕРЕВ, человек, способный с нуля разобраться в научной статье, написанной на английском языке и превратить ее из сложного длинного специфического текста в пресс-релиз, которые мы распространяли в лучших жанрах e-mail-маркетинга.

Еще одна боль научного коммуникатора – это работа в условиях жесточайшей бюрократии. В чем трудности и как с ними удается справляться заместителю руководителя пресс-службы и выпускающему редактору Образовательного центра «Сириус» рассказала Тома БЕСЕДИНА.

Для тех, кто работает в других сегментах, мы решили опубликовать первую статью в номере, посвященную истории научных коммуникаций в России и в мире, которую написала для нас президент Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки, преподаватель Университета ИТМО Саша БОРИСОВА. Прочитать этот материал в открытом доступе можно по этой ссылке.

Я искренне признательна моим коллегам за помощь в подготовке этого номера и надеюсь, что после знакомства с полной версией, как после прочтения хорошей книги, у вас будет еще больше вопросов, чем раньше.

Всегда ваша,

Маша Лукина


« К списку записей