Параллельный автобизнес – главное вовремя остановиться

Номинация: Лучший PR-проект в бизнесе

Автор(ы): Анна Уткина, Директор по коммуникациям ГК АВТОДОМ

Даты проекта
14 ноября — 30 ноября

Описание проекта

Проблематика

В 2022 году официальные поставки автомобилей в Россию из Европы стали невозможны. В ответ на санкционные ограничения в России разработали порядок параллельного импорта – уголовная ответственность за несанкционированный ввоз товаров была отменена. В 2023 году большинство автомобильных брендов стали доступны к ввозу в РФ через альтернативные каналы поставок. Логистические цепочки немного усложнились, что привело к повышению стоимости машин, но в целом спрос на такие автомобили появился практически сразу. Так, количество компаний, в том числе и официальных дилеров, занимающихся параллельным импортом автомобилей и запчастей из Европы, за считанные месяцы выросло в несколько десятков раз.

Одним из главных рисков для параллельного импорта является ослабление курса рубля, ведь стоимость ввозимых машин номинирована в валюте. Как правило, бизнес работает таким образом, что дилер представляет клиенту валютный ценник на автомобиль, получает предоплату, заказывает автомобиль, ожидает доставку, выкупает автомобиль. Но с учетом логистических сложностей с момента заказа авто до момента его получения в России с полным пакетом документов проходит несколько месяцев. За это время конечная стоимость автомобиля в рублях может существенно увеличиться.

Автодилеры выкупают автомобили на заемные средства (оборотный кредит). Стоимость фондирования для любого бизнеса в России составляет 18-19% годовых (Ключевая ставка ЦБ + 2-3% маржи банков). Не углубляясь в подсчеты, можно отметить, что дилеры платят ~1,5% в месяц за автомобиль, который стоит на складе. Если автомобиль простоял 3 месяца, что чуть выше среднего срока продажи, то 4,5% от его стоимости дилер платит банку в виде процентов.

Ноябрь 2023 года начался сложно:

  • При этом 30 октября 2023 года ЦБ в очередной раз повысил ключевую ставку, с 13% до 15%.
  • Стоимость автокредитов для физических лиц выросла до 18%+.
  • Курс евро поднялся практически до 100 руб.
  • На складах ГК АВТОДОМ «заморозились» 200 параллельно импортированных автомобилей стоимостью от 6 до 25 млн.руб. со сроком хранения 60+ на общую сумму 2,6 млрд руб.
  • Трафик в дилерских центрах упал до нуля, клиенты начали забирать предоплаты и отказываться выкупать привезенные и подорожавшие на 10-20% автомобили под 18%+ годовых.
  • 2,6 млрд руб. кредитных денег были «заморожены в железе».
  • Надо было как-то распродавать сверхнормативный сток.

Забегая вперед отмечу общую негативную динамику рынка в связи с вышеописанными факторами: по данным аналитического агентства Автостат, в ноябре 2023 года из всех реализованных автомобилей лишь 8% пришлось на ввезенные по параллельному импорту. Для сравнения: в октябре они занимали 11%. Даже год назад, в ноябре 2022 года, доля была выше (9%).

Целевые аудитории

  • Потенциальные клиенты физические лица
  • Транзитная аудитория – деловые и автомобильные СМИ

Коммуникационная стратегия

С осени 2023 года условия ввоза автомобилей по параллельному импорту стали ухудшаться. Бизнес, набравший обороты в первом полугодии, становился все менее рентабельным для дилеров. Уже в ноябре 2023 года в распоряжении руководства ГК АВТОДОМ была информация, что в феврале 2024 года Правительство РФ максимально ограничит параллельный импорт автомобилей в поддержку локализованных производителей и ускорения запуска российских автомобильных заводов, перешедших к новым собственникам.

В связи с данными вводными мы приняли решения запустить провокационную кампанию «АВТОДОМ закрывает направление параллельного импорта и распродает склады».

Для ГК АВТОДОМ это была не ежеквартальная «акция – ликвидация», которые часто проводят розничные ритейлеры. Это был серьезный единоразовый шаг, после которого мы действительно отказались от всех коммуникаций по теме параллельного импорта и в структуре бизнеса компании оставили только направление штучного ввоза автомобилей под заказ, без наполнения складов.

Тактика, креативные решения

Действовать надо было быстро, т.к. задача стояла амбициозная и практически не выполнимая – распродать за 2 недели склад на 2,6 млрд руб., чтобы не платить 40 млн.руб. за кредит в декабре.

На автомобили были предложены скидки от 5% до 15%, средний размер скидки 6-8%.

Комплексная коммуникационная компания была реализована за 2 дня.

Практические действия

15 ноября 2023 года в компании произошла «утечка информации», что АВТОДОМ больше не будет поставлять авто по параллельному импорту. В пресс-службе компании подтвердили ТАССу что ГК АВТОДОМ приняла решение закрывать направление параллельного импорта из-за дорогих поставок, роста цен на машины и снижения спроса.

Статья, вышедшая в ТАССе в этот день (https://tass.ru/ekonomika/19289657), получила охват в 3+ млн. просмотров и дала старт развитию темы в СМИ.

16 ноября, когда новость уже была в ТОПе Яндекса, была запущена маркетинговая поддержка акции:

  • на радиостанциях Наше Радио и Европа+ была запущена рекламная кампания https://disk.yandex.ru/d/1Q0PIpZPck0N_Q (с 1,15 мин). Обе радиостанции входят в ТОП-10 по охвату в Москве и в ТОП-5 по охвату среди москвичей с высоким уровнем дохода.
  • запущена контекстная реклама, которая вела на страницу акции https://avtodom.ru/cars/sale/
  • проведены смс и email рассылки в поддержку акции
  • запущены поддержка акции на классифайдах (Авто.ру, Авито, Дром)
  • акционные предложения анонсированы сотрудникам крупных компаний-партнеров (банки, страховые компании, Яндекс, агрегаторы и пр.)

Результат (бюджет и эффективность)

Самый главный результат, что машины действительно были распроданы!

Проблематика

В 2022 году официальные поставки автомобилей в Россию из Европы стали невозможны. В ответ на санкционные ограничения в России разработали порядок параллельного импорта – уголовная ответственность за несанкционированный ввоз товаров была отменена. В 2023 году большинство автомобильных брендов стали доступны к ввозу в РФ через альтернативные каналы поставок. Логистические цепочки немного усложнились, что привело к повышению стоимости машин, но в целом спрос на такие автомобили появился практически сразу. Так, количество компаний, в том числе и официальных дилеров, занимающихся параллельным импортом автомобилей и запчастей из Европы, за считанные месяцы выросло в несколько десятков раз.

Одним из главных рисков для параллельного импорта является ослабление курса рубля, ведь стоимость ввозимых машин номинирована в валюте. Как правило, бизнес работает таким образом, что дилер представляет клиенту валютный ценник на автомобиль, получает предоплату, заказывает автомобиль, ожидает доставку, выкупает автомобиль. Но с учетом логистических сложностей с момента заказа авто до момента его получения в России с полным пакетом документов проходит несколько месяцев. За это время конечная стоимость автомобиля в рублях может существенно увеличиться.

Автодилеры выкупают автомобили на заемные средства (оборотный кредит). Стоимость фондирования для любого бизнеса в России составляет 18-19% годовых (Ключевая ставка ЦБ + 2-3% маржи банков). Не углубляясь в подсчеты, можно отметить, что дилеры платят ~1,5% в месяц за автомобиль, который стоит на складе. Если автомобиль простоял 3 месяца, что чуть выше среднего срока продажи, то 4,5% от его стоимости дилер платит банку в виде процентов.

Ноябрь 2023 года начался сложно:

  • При этом 30 октября 2023 года ЦБ в очередной раз повысил ключевую ставку, с 13% до 15%.
  • Стоимость автокредитов для физических лиц выросла до 18%+.
  • Курс евро поднялся практически до 100 руб.
  • На складах ГК АВТОДОМ «заморозились» 200 параллельно импортированных автомобилей стоимостью от 6 до 25 млн.руб. со сроком хранения 60+ на общую сумму 2,6 млрд руб.
  • Трафик в дилерских центрах упал до нуля, клиенты начали забирать предоплаты и отказываться выкупать привезенные и подорожавшие на 10-20% автомобили под 18%+ годовых.
  • 2,6 млрд руб. кредитных денег были «заморожены в железе».
  • Надо было как-то распродавать сверхнормативный сток.

Забегая вперед отмечу общую негативную динамику рынка в связи с вышеописанными факторами: по данным аналитического агентства Автостат, в ноябре 2023 года из всех реализованных автомобилей лишь 8% пришлось на ввезенные по параллельному импорту. Для сравнения: в октябре они занимали 11%. Даже год назад, в ноябре 2022 года, доля была выше (9%).

Целевые аудитории

  • Потенциальные клиенты физические лица
  • Транзитная аудитория – деловые и автомобильные СМИ

Цели и задачи

  • Бизнес цель проекта – распродать сверхнормативный сток до конца ноября, не уходя «в минус».
  • Коммуникационная цель проекта – максимальное информирование целевой аудитории о распродаже автомобилей, ограниченной по времени.

Коммуникационная стратегия

С осени 2023 года условия ввоза автомобилей по параллельному импорту стали ухудшаться. Бизнес, набравший обороты в первом полугодии, становился все менее рентабельным для дилеров. Уже в ноябре 2023 года в распоряжении руководства ГК АВТОДОМ была информация, что в феврале 2024 года Правительство РФ максимально ограничит параллельный импорт автомобилей в поддержку локализованных производителей и ускорения запуска российских автомобильных заводов, перешедших к новым собственникам.

В связи с данными вводными мы приняли решения запустить провокационную кампанию «АВТОДОМ закрывает направление параллельного импорта и распродает склады».

Для ГК АВТОДОМ это была не ежеквартальная «акция – ликвидация», которые часто проводят розничные ритейлеры. Это был серьезный единоразовый шаг, после которого мы действительно отказались от всех коммуникаций по теме параллельного импорта и в структуре бизнеса компании оставили только направление штучного ввоза автомобилей под заказ, без наполнения складов.

Тактика, креативные решения

Действовать надо было быстро, т.к. задача стояла амбициозная и практически не выполнимая – распродать за 2 недели склад на 2,6 млрд руб., чтобы не платить 40 млн.руб. за кредит в декабре.

На автомобили были предложены скидки от 5% до 15%, средний размер скидки 6-8%.

Комплексная коммуникационная компания была реализована за 2 дня.

Практические действия

15 ноября 2023 года в компании произошла «утечка информации», что АВТОДОМ больше не будет поставлять авто по параллельному импорту. В пресс-службе компании подтвердили ТАССу что ГК АВТОДОМ приняла решение закрывать направление параллельного импорта из-за дорогих поставок, роста цен на машины и снижения спроса.

Статья, вышедшая в ТАССе в этот день (https://tass.ru/ekonomika/19289657), получила охват в 3+ млн. просмотров и дала старт развитию темы в СМИ.

16 ноября, когда новость уже была в ТОПе Яндекса, была запущена маркетинговая поддержка акции:

  • на радиостанциях Наше Радио и Европа+ была запущена рекламная кампания https://disk.yandex.ru/d/1Q0PIpZPck0N_Q (с 1,15 мин). Обе радиостанции входят в ТОП-10 по охвату в Москве и в ТОП-5 по охвату среди москвичей с высоким уровнем дохода.
  • запущена контекстная реклама, которая вела на страницу акции https://avtodom.ru/cars/sale/
  • проведены смс и email рассылки в поддержку акции
  • запущены поддержка акции на классифайдах (Авто.ру, Авито, Дром)
  • акционные предложения анонсированы сотрудникам крупных компаний-партнеров (банки, страховые компании, Яндекс, агрегаторы и пр.)

Сайт проекта
https://avtodom.ru/cars/sale/
Цель проекта
• Бизнес цель проекта – распродать сверхнормативный сток до конца ноября, не уходя «в минус».
• Коммуникационная цель проекта – максимальное информирование целевой аудитории о распродаже автомобилей, ограниченной по времени.
Результат проекта
Самый главный результат, что машины действительно были распроданы!

В первые 2 дня после начала коммуникационной кампании (15-16 ноября) мы получали много вопросов от клиентов и партнеров и даже отказы по ранее предоплаченным контрактам. Но в период 17-20 ноября ситуация нормализовалась, клиенты оценили ценовое предложение и до конца месяца нам удалось реализовать сток.
Автомобили были распроданы с минимальной маржой и прибыль составила ~3% вместо ожидаемых 10%+, однако мы избежали дополнительных расходов по кредиту.

По итогам коммуникационной кампании до конца ноября в паблике:
• 338 публикаций в СМИ общим охватом более 15 млн. просмотров
• 32 выхода ролика на радиостанциях Наше радио и Европа+ общим охватом – 1,9 млн. человек (18% от всего населения МСК).
• смс-рассылка – 16 000 контактов, котрактование 0,1%
• email-рассылка – 28 000 контактов, конверсия 0,03%
• контекстная реклама – конверсия переходов на сайт 2,4%
• поддержка на классифайдах – конверсия 14%

Бюджет кампании (реклама на радио, рассылки, контекст, классифайды) – ~ 8 млн.руб.
Все публикации в СМИ – на некоммерческой основе.
Прибыль «проекта» – 70 млн. руб + экономия 40 млн. руб на % банка.

« К списку проектов в номинации



 

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Чтобы не слетела заявка


 

Коллеги, программа - это робот и если не заполнены все поля, обязательные для заполнения (обозначенные *), то заявка не сохранится. Если подгружены недопустимые по формату или весу файлы, заявка не сохранится.


 

Наша рекомендация, чтобы все получилось: Создайте заявку, выберете нужную номинацию, во всех строках, обязательных для заполнения ставите цифру 1, подгружате презентацию (до 15 слайдов формат power point или pdf, размер файла до 10мб), заставку проекта (только JPG до 1мб. и шириной до 3000px) и указываете ФИО первого автора и его фото (только JPG до 1мб. и шириной до 3000px), нажимаете сохранить. Далее опять заходите в раздел мои заявки, она должна появиться в вашем кабинете со статусом «Доступна для редактирования». Можно вносить правки, не забывайте сохраняться!


 

С подробными требованиями к подаваемым заявкам вы можете ознакомиться в разделе "Положение".


 

С примерами заявок вы можете ознакомиться здесь.

Наши номинации