«Наши профессии»: театр – это не только актеры!
Номинация: PR с нуля (к участию принимаются проекты, стартовавшие в 2024 году)
Автор(ы): Рябкова Наталья Владимировна Начальник отдела Управления общественных связей и взаимодействию со СМИ
Даты проекта
15 марта — 31 декабряОписание проекта
2019 год объявлен Годом театра в России. Мы много рассказываем об актерах, режиссерах. Пришла очередь рассказать о людях, профессии которых не связаны со сценой. О простых работниках закулисья, фойе, о тех, кто отдал театру часть своей жизни.
Театр начинается с вешалки – слова Станиславского из письма к цеху гардеробщиков МХАТа от 23 января 1933 г. Он писал: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы впервые встречаете приходящих зрителей».
Профессия гардеробщика зародилась в далеком прошлом. С развитием культуры и искусства, с того момента, когда люди начали посещать музеи, театры, рестораны и другие общественные заведения, гардеробщики обслуживают посетителей, делают их отдых комфортным и приятным. Профессия гардеробщика не требует специальной профессиональной подготовки, зато требует достойных человеческих качеств. Вежливость, обходительность и хорошее настроение – залог успеха в работе гардеробщика.
А если на улице, скажем, тепло — какая ж вешалка? Театр во многом и для многих начинается с человека, который стоит у входа, и которого издавна в театре называли красиво и церемонно — капельдинер.
Капельдинер – это должность, существовавшая в прошлом в кинотеатрах и сохранившаяся только в театрах. Капельдинер – это немецкое слово (так и пишется, kapeldiner), в переводе оно означает «служащий капеллы». Капельдинеры работали в театрах и кинозалах. Они занимались проверкой билетов, помогали зрителям найти свои места, чистили сиденья, натягивали на них чехлы, а также нередко проводили уборку зала.
Капельдинер не просто выполнял свою работу, он был, если можно так сказать, душой зала. Он всегда был в курсе программы, мог ответить на вопросы об актерах и артистах, рассказать что-то про постановки и кинофильмы или помочь зрителям решить их вопросы.
В современном мире профессия капельдинера еще сохранилась в некоторых театрах, но на этой должности появились новые заботы: как например, следить за тем, чтобы зрители не использовали во время представления мобильные телефоны.
Кого нервно глазами ищет публика в фойе, чтобы разрешить свои маленькие насущные проблемы? Конечно, человека в униформе, чтобы спросить у него: «Где у вас тут туалет? А на каком этаже буфет? У меня 22-е место, в какую из дверей лучше войти? А это какой был звонок, успею выпить чая?». На все эти и другие вопросы помогут ответить хрупкие женщины, стоящие у дверей театра.
В 2019 году количество зрителей в театрах выросло почти на тысячу человек. По единому мнению, руководителей театров, среди зрителей растет культура поведения. Это заслуга и людей не творческой профессии.