Пресс-релиз "Компании сокращают стажировки, но активно нанимают молодых сотрудников"

Номинация: Лучший пресс-релиз

Автор(ы): Коляда Сергей Михайлович, руководитель пресс-службы АНО «Россия - страна возможностей»

Даты проекта
15 марта — 16 марта

Описание проекта

Компании сокращают стажировки, но активно нанимают молодых сотрудниковКомпании сокращают стажировки, но активно нанимают молодых сотрудников

ANCOR и президентская платформа «Россия – страна возможностей» изучили ситуацию со стажерами и разобрались с особенностями найма кандидатов без опыта работы.

В мартовском онлайн-опросе ANCOR и АНО «Россия – страна возможностей» приняли участие 1 737 компаний. Только 62% из них планируют проводить стажировки в этом году, в 2022 о наличии подобных программ сообщали 76%, а в 2021 – 82%. Основная причина отказа, по словам респондентов, – трудность привлечения стажеров (33%). Геополитическую обстановку отметили лишь 15% опрошенных. Если говорить о постоянной работе, то на нее молодых специалистов нанимают 77% компаний, а из воздержавшихся (23%) планируют привлекать в будущем – 96%. При этом в приоритете - мотивация и «мягкие навыки», а практические знания и понимание специфики работодателя второстепенны.  

«Стажировки – это эффективный способ привлечения молодых талантов, который мы активно используем в ANCOR. Мы напрямую сотрудничаем с самыми привлекательными вузами страны, приглашая студентов и выпускников. При этом большой процент из них позже выходит к нам на постоянную работу. Найм HiPo молодежи (прим.: High Potential - сотрудники с высоким потенциалом) играет большую стратегическую роль в развитии практически любой компании», – рассказал генеральный директор стаффинговой группы ANCOR Сергей Саликов.

«Количество компаний, организующих стажерские программы, за два года сократилось на 20%. В то же время работодатели, которые продолжают развивать это направление, увеличили количество позиций в рамках данных программ более чем в 1,5 раза по сравнению с результатами 2022 года, а 38% не изменили число вакансий. Это означает, что работодатели по-прежнему готовы инвестировать время и средства в развитие потенциальных кадров, чтобы уже после стажировки предложить молодым специалистам трудоустройство. Партнерами платформы «Россия – страна возможностей» являются 1500 компаний, университетов, государственных организаций. Благодаря этому финалисты и победители большинства наших проектов получают возможность пройти стажировку или получить предложение о работе у ведущих работодателей страны. Уже тысячи выпускников прошли стажировки в компаниях мечты благодаря участию в наших конкурсах», – отметил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», и. о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров.

Стажировок становится меньше

Наблюдается снижение числа работодателей, инвестирующих в стажерские программы в течение нескольких последних лет. В 2021 году 82% опрошенных компаний организовывали стажировки, в 2022 этот показатель снизился до 76%, а в 2023 году составил 62%. При этом большинство респондентов, работающих со стажёрами сейчас, делали это и в прошлом году. В основном подобное направление сохранили средние и крупные работодатели с численностью персонала свыше 250 человек.

Среди организаций, которые планируют привлекать стажеров в 2023 году, 42% увеличили количество позиций в рамках данных программ, 38% не изменили число вакансий, 12% уменьшили масштабы работы. Для 8% это был новый опыт, которого не было в прошлом году. При этом, по данным 2022 года, компании вели себя более настороженно – тогда лишь 26% организаций увеличили количество стажерских мест, а 43% сохранили прежнее количество. Это говорит о том, что сейчас работодатели чувствуют себя более стабильно и готовы вкладывать средства в обучение кадров. При этом средний процент закрытия оплачиваемых стажерских позиций составил в 2022 году 85%.

Рассказывая о причинах отсутствия у них стажерских программ, 46% отметили, что не запускали их ранее и не планируют в ближайшее время. 33% сказали о трудностях привлечения стажеров, 21% упомянули об ограничениях бюджета, 18% отложили привлечение стажеров на более поздний срок. 15% назвали причиной геополитические события, при этом год назад это был основной повод отсутствия стажировок (50%).

Особенности найма кандидатов без опыта

«Наша практика показывает, что многим компаниям необходима помощь в работе с молодыми сотрудниками без опыта работы. Речь идет о разработке специализированных программ адаптации, развитии в организации практики наставничества. Также большую роль играет повышение узнаваемости бренда работодателя среди студентов, что позволит компаниям эффективно привлекать и удерживать молодые таланты», - отметил генеральный директор ANCOR Сергей Саликов.

Три четверти опрошенных компаний (77%) привлекали в 2022 году на работу молодых специалистов без опыта, из воздержавшихся 96% хотели бы нанимать их в будущем.  Реже других брали соискателей без практических навыков компании из сфер здравоохранения (40%), недвижимости и строительства (38%). 

Возможность «вырастить» специалиста под свой запрос стала самой популярной причиной для привлечения юных талантов (92%). 39% рассчитывают таким образом повысить узнаваемость своего HR–бренда среди молодежи, 30% хотят передать таким сотрудникам рутинную работу, 29% видят среди плюсов экономию бюджета, 19% обуславливают свой выбор нехваткой специалистов, также 19% видят возможность по-новому оценить устоявшиеся процессы, 11% говорят о корпоративной политике и позиции руководства.

Отказываются же компании от найма людей без опыта из-за нехватки ресурсов для адаптации и обучения – 33%, видят сложности в особенностях нового поколения – 29%, смущены слишком высокими зарплатными ожиданиями новичков – 17%. Не могут предоставить полную занятость 16%, считают подобный найм неэффективной инвестицией 13%, просто не имеют выхода на молодежную аудиторию 11%, был ранее негативный опыт в этом направлении – 8%, недостаточно рабочих мест в офисе – 4%, сложности с оформлением документов – 2%.

Антирейтинг качеств юных соискателей возглавили: чрезмерная уверенность в своих силах, низкий уровень soft skills, опоздания на встречи и неграмотно составленное резюме.

Способы и сложности в привлечении молодых специалистов

Наиболее распространенные трудности при найме молодых специалистов – это дефицит кадров с необходимыми компетенциями (56%), непривлекательность условий работы для соискателей (51%), быстрое разочарование кандидатов в работе (29%), сотрудники быстро находят другую работу (22%). Только 18% ответили, что рекрутеры не сталкиваются с какими-то значительными сложностями. Еще 15% отметили, что молодежь не готова переезжать в регион работы работодателя, 11% – специалисты не готовы к неоплачиваемым стажировкам. И на последнем месте (6%) оказались сложности с нахождением общего языка с новым поколением.

Самым популярным источником привлечения молодых кадров остаются сайты поиска работы – их используют 77% опрошенных. Компании также активно сотрудничают с образовательными учреждениями (62%), чтобы привлекать начинающих специалистов.  Интересно, что половина респондентов (52%), считают знакомства и «сарафанное радио» важным источником привлечения молодых сотрудников. Далее по убывающей идут соцсети и мессенджеры (51%), вакансии на сайте компании (47%), студенческие карьерные сайты (41%), молодежные мероприятия (20%), государственные сервисы («Работа в России», «Труд всем) – 18%, кадровые агентства (6%).

Какие форматы используют компании для привлечения юных сотрудников? Более половины компаний привлекают специалистов без опыта, организуя оплачиваемые стажировки (56%) и участвуя в ярмарках вакансий и днях карьеры (51%). Далее идут выступления представителей компании в вузах (48%), проведение рекламных кампаний (29%), дни «открытых дверей» (27%), решение кейсов компании (25%), присутствие на форумах (16%) и другие форматы. В итоге компании закрывают в среднем 88% позиций для недавних выпускников и сотрудников без опыта.

Значимость образования

«Мы выяснили, что 76% работодателей сотрудничают с вузами для привлечения студентов на практику – это самый популярный формат работы с начинающими специалистами. По мнению работодателей, в топ-5 российских вузов входят НИУ ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Не менее важно и то, что теперь при найме молодых специалистов работодатели ценят надпрофессиональные навыки, такие как высокая мотивация, ответственность, трудолюбие и умение обучаться, профильное образование и инициативность. Именно поэтому наша платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Минобрнауки России развивает в российских университетах Центры компетенций, где любой студент в дополнение к основным предметным навыкам, освоенным в университете, получает индивидуальный план развития своих надпрофессиональных компетенций, цифровое портфолио и доступ к вакансиям и стажировкам у работодателей», – добавил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», и. о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров.

Наиболее важные критерии, на которые обращают внимание работодатели, привлекая молодых специалистов из определенных вузов, следующие: хороший уровень знаний и их актуальность, наличие профильной специальности/программы обучения, налаженная связь вуз-работодатель, современные подходы в обучении, уважаемый и практико-ориентированный профессорско-преподавательский состав. Менее важные, но актуальные параметры: наличие широкой сети филиалов по России, активная внеучебная жизнь студентов, большое количество выпускников, сильная научно-исследовательская деятельность, престиж и узнаваемость вуза.

Портрет респондентов

В онлайн-опросе приняли участие 1 737 представителей компаний. По сферам деятельности респонденты представляли разные отрасли: здравоохранение (15%), товары народного потребления (13%), строительство и недвижимость (11%), ИТ и телекоммуникации (11%), машиностроение (9%), розничная торговля (8%), услуги для бизнеса (6%), агропромышленный комплекс (6%), финансовые услуги (4%), индустрия гостеприимства (4%), автобизнес (3%), добыча и обработка (3%), Государственный сектор и НКО (2%), транспорт и логистика (2%), образование (1%), услуги для населения (1%).

По численности персонала распределение выглядит следующим образом: 31% – 1-5 тыс. сотрудников; 25% – 250– 1 000 сотрудников; 16% – менее 100 сотрудников; 14% –  более 5 000 сотрудников; 13% – 100-250 сотрудников.

Сайт проекта
https://rsv.ru/news/2/5151/
Цель проекта
Цель пресс-релиза - рассказать широкой аудитории итоги исследования, посвященного изучению ситуации со стажерами и с особенностями найма кандидатов без опыта работы.
Результат проекта
Пресс-релиз вышел в федеральных, региональных СМИ, получил большой охват:

Радио России 15.03.2023
Компании стали более охотно принимать на работу молодых специалистов без опыта: https://smotrim.ru/audio/2687772

saratov.mk.ru 16.03.2023
Саратовские работодатели готовы трудоустраивать специалистов без опыта: https://saratov.mk.ru/economics/2023/03/16/saratovskie-rabotodateli-gotovy-trudoustraivat-specialistov-bez-opyta.html

Ведомости 15.03.2023 (в том числе печатная версия)
Российские компании в 2022 году стали чаще нанимать специалистов без опыта работы.
Таким образом они стремятся воспитать сотрудников под свои запросы, говорится в исследовании Ancor и АНО «Россия – страна возможностей». Компании стали охотнее нанимать молодых специалистов без опыта работы, говорится в совместном исследовании стаффинговой группы компаний Ancor и АНО «Россия - страна возможностей». В опросе приняли участие 1737 представителей компаний, «Ведомости» ознакомились с его результатами.
https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/03/15/966526-rossiiskie-kompanii-stali-chasche-nanimat-spetsialistov-bez-opita

lenta.ru 15.03.2023
Работодатели в России стали охотнее нанимать специалистов без опыта: https://lenta.ru/news/2023/03/15/rabota2022/

mir24.tv 15.03.2023
Работа мечты без опыта: эксперты рассказали о новом карьерном тренде в России: https://mir24.tv/news/16545312

Москва FM 15.03.2023
Бизнес ищет молодых и неопытных: https://www.mosfm.com/audios/151204

Российский союз ректоров 15.03.2023
Российские компании сокращают программы стажировок: https://rsr-online.ru/news/2023/3/15/rossijskie-kompanii-sokrashayut-programmy-stazhirovok/

« К списку проектов в номинации



 

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Чтобы не слетела заявка


 

Коллеги, программа - это робот и если не заполнены все поля, обязательные для заполнения (обозначенные *), то заявка не сохранится. Если подгружены недопустимые по формату или весу файлы, заявка не сохранится.


 

Наша рекомендация, чтобы все получилось: Создайте заявку, выберете нужную номинацию, во всех строках, обязательных для заполнения ставите цифру 1, подгружате презентацию (до 15 слайдов формат power point или pdf, размер файла до 10мб), заставку проекта (только JPG до 1мб. и шириной до 3000px) и указываете ФИО первого автора и его фото (только JPG до 1мб. и шириной до 3000px), нажимаете сохранить. Далее опять заходите в раздел мои заявки, она должна появиться в вашем кабинете со статусом «Доступна для редактирования». Можно вносить правки, не забывайте сохраняться!


 

С подробными требованиями к подаваемым заявкам вы можете ознакомиться в разделе "Положение".


 

С примерами заявок вы можете ознакомиться здесь.

Наши номинации