Зарядить город ТЮЗом: как вывести государственное учреждение в лидеры цифровых коммуникаций

Номинация: Пресс-секретарь года

Автор(ы): Юлия Александровна Ткачева, начальник отдела информации, рекламы и по связям с общественностью

Даты проекта
01 января — 31 декабря

Описание проекта

Саратовский ТЮЗ Киселева традиционно является одним из самых популярных театров Саратова и области. Постковидная тенденция к онлайн-покупкам, появление в театре специалиста по PR и активизация соцсетей привели к резкому увеличению продаж билетов. 80% билетов на спектакли в последний год продается в первый день старта продаж, что нередко приводило к сбоям старой билетной системы, а также к устойчивому негативу, связанному с превышением спроса над предложением. При этом в регионе PR не считается необходимостью для учреждения культуры, поэтому в театре есть только один человек,  который занимается огромным количеством вопросов: от продвижения “Пушкинской карты” и спектаклей театра, организации специальных мероприятий, работы со СМИ до ведения соцсетей и ответов на жалобы. Бюджет на направление PR не выделяется. Как следствие, все указанные в проекте мероприятия и шаги сделаны по инициативе, под контролем или собственными усилиями Юлии Ткачевой.

 

1. Почему наш PR уникален

Юлия Ткачева за 2024 год вывела коммуникации ТЮЗа Киселева на новый уровень, превратив театр в цифровой эталон прозрачности и вовлечённости. Её работа охватывает антикризисное управление, инновационный подход, медиастратегии и создание лояльного комьюнити при отсутствии выделенного бюджета на PR и команды.

Наша уникальность:

  • - Telegram-канал регионального театра  — в топ-5 театральных каналов России по подписчикам, и первый среди каналов театров России по вовлеченности (средний ERR 99% (данные  TGStat) 

  • - - Саморегуляция аудитории: Подписчики защищают канал от хейта, новички становятся амбассадорами

  • первый полноценный театральный бот-маскот Лис Лисыч решает 80% вопросов клиентов, упрощает работу с соцсетями для Юлии и увеличивает эмоциональную связь с театром

  • - театр — лидер по продажам билетов в регионе: 50% билетов на месяц продаются в первые часы старта продаж и эта доля постоянно растет (данные билетного оператора). Для некоторых спектаклей - 100% билетов распродается в первые 2-5 минут с момента старта продаж

    Реплика менеджера билетной системы:

    «Да в Ваш театр купить билет — это целое событие и серьёзный квест с навыками хладнокровия. Большой Театр на вашем фоне меркнет».

  • - нестандартный подход к продвижению: креативные акции по стимулированию продаж в низкий сезон и превращение случайных инфоповодов в событие для СМИ

  • - повторное вхождение театра в шорт-лист международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»: в 2024 г. спектакль «Денискины рассказы» стал финалистом в номинации «Лучший спектакль для детей». Мы единственный театр региона, который регулярно входит в шорт-лист премии.

  • открытость коммуникаций: ответы на все вопросы в соцсетях, даже в нерабочее время, лояльность к разным по спектру мнениям о спектаклях и театре в целом, быстрое реагирование на проблемы и сбои; возможность выговориться для тех, кто чем-то недоволен 

2. Ключевые достижения за 2024 год

  • Рост медиаприсутствия в СМИ и социальных медиа при нулевом бюджете:
    — Интервью с представителями театра: +60% за год  (с 10 до 16).
    — Упоминания театра и его событий в социальных медиа: +65% за год (с 437 до 722)
    Цифровые показатели соцсетей при нулевом бюджете:
    — Telegram: 12 696 подписчиков (+50%), средний охват публикаций +28% (с 9 834 до 12 604).
    — ВКонтакте: 14 898 подписчиков (+25%), крупнейшая аудитория среди учреждений культуры Саратова.

  • Признание:
    — Создание отдела: В октябре 2024 г. руководство театра учредило отдел информации, рекламы и по связям с общественностью, назначив Юлию его руководителем. Это стало признанием её вклада в развитие коммуникаций и повышением значимости данной сферы деятельности внутри театра
    — Экспертная деятельность:
    • Спикер XI Всероссийского семинара по работе со зрителями (РАМТ, Самара).
    • Наставник проекта «Наставничество» от АНО «Диалоги» для начинающих администраторов госпабликов.
    • Автор статей для профессионального издания «Пресс-служба».
    — Награды:
    • 1-е место в конкурсе «Лучший в соцсетях» Саратовской области (номинация «за интересное содержание постов»).
    • Финалист программы «Контент-маркетинг» от VK и контент-агентства uno.dos.trends.
    • Благодарственные письма от АНО «Диалоги» за:
    - Внедрение новых форматов контента и повышение вовлечённости.
    - Вклад в развитие госпабликов в рамках проекта «Наставничество».

3. Главные кейсы

Кейс 1: 100%-ные продажи в низкий сезон

  • Проблема: с началом дачного сезона и окончанием учебного года билеты в театры традиционно не распродаются, особенно на выходные дни

  • Действия:
    — запуск акции «Режиссерское комбо» (https://vk.com/wall-29490798_12138) с целью стимулирования продаж и повышение узнаваемости ключевых режиссеров, с которыми сотрудничает театр. Зрителям предлагалось сходить на несколько спектаклей конкретного режиссера либо на несколько спектаклей всех режиссеров-участников в период проведения акции.
    — публикация постов с информацией об акции, а также о каждой номинации отдельно, что стало завуалированной рекламой спектаклей даже для тех зрителей, кто не участвовал в самой акции

  • Результат: 100%-ные продажи билетов в низкий сезон (май-июнь 2024 г.), повышение узнаваемости режиссеров и их спектаклей, более 50 участников акции, 5 участников посетили 10 и более спектаклей акции в период ее проведения (https://vk.com/wall-29490798_12517)

Кейс 2: «бот Лис Лисыч — цифровые инновации и эмоциональная вовлеченность»

  • Проблема: нехватка человеческих и финансовых ресурсов на обработку комментариев в соцсетях (большинство вопросов типовые), проведение конкурсов и поддержание обязательного еженедельного ER >=3% для госпабликов ВКонтакте 

  • Решение: Собственноручное создание бота на платформе smartbotpro, который работает во всех соцсетях театра и автоматизирует ряд процессов:
    — мгновенно отвечает на типовые вопросы в соцсетях , связывает с нужным сотрудником, дает контакты техподдержки билетного оператора Афиша, модерирует чаты на соответствие правилам (грубость, попытки продаж билетов и т.п.);
    — самостоятельно модерирует конкурсы комментариев ВКонтакте и выбирает победителя с помощью собственного рандомайзера (https://vk.com/wall-29490798_13567);
    — помогает реализовывать различные игры ВКонтакте на базе комментариев, значительно увеличивая вовлеченность госпаблика (https://vk.com/wall-29490798_14093, https://vk.com/wall-29490798_14155, https://vk.com/wall-29490798_14338);
    — рекомендует спектакли по параметрам (https://t.me/tuzkiseleva/574), дает полную информацию по конкретному спектаклю и ссылку на покупку билетов;
    — проводит собственные игры (https://t.me/tuzkiseleva/538) по мотивам спектаклей

  • Результат: рост популярности маскота и эмоциональной привязанности к нему, рост вовлеченности в госпаблике в период проведения игр, значительное снижение нагрузки на специалиста по связям с общественностью

Кейс 3: «Без ума от горя» — сценическая версия, объединившая поколения»

  • Проблема: большая часть саратовской аудитории устала от модернизации классики и ждет спектаклей «как раньше». Готовящаяся премьера «Без ума от горя» — остроумная версия «Горя от ума» Грибоедова без политики, с акцентом на романтику и молодёжный юмор  —  уже одним своим названием рисковала вызвать волну критики

  • Решение: Акцент в продвижении на «неклассичность» для исключения неоправданных ожиданий зрителей и активная работа с разными лидерами мнений. Полное видео встреч выкладывалось ВКонтакте, самые яркие, хайповые моменты — в кружочках телеграм

— регулярное объяснение концепции до премьеры: интервью с режиссером Максимом Меламедовым на радио;

— открытый диалог с учителями, на который позвали как режиссера спектакля Максима Меламедова, так и режиссера самого популярного спектакля «Денискины рассказы»: обсуждение того, почему восприятие книги и спектакля отличается (https://t.me/tuzkiseleva/521, https://t.me/tuzkiseleva/522, );
— привлечение авторитетов: на премьеру позвали известного российского критика Павла Руднева (https://t.me/tuzkiseleva/549);
— пресс-конференция перед спектаклем: пояснение концепции журналистам перед пресс-показом (https://t.me/tuzkiseleva/545, );
— ответ на хайп со стороны ГТРК «Саратов»: публикация ВКонтакте полной видеозаписи пресс-конференции как опровержение сюжета на ГТРК и поддержка концепции спектакля (https://vk.com/wall-29490798_12411);

— встреча режиссера и артистов со зрителями после одного из показов (https://vk.com/wall-29490798_13359)

 
  • Результат:
    — невысокая для театра скорость продаж на премьерные показы: 100%-ная  продажа билетов на премьеру подготовленной аудитории и 90% положительных отзывов от первых зрителей (https://vk.com/wall-29490798_12394, https://vk.com/wall-29490798_12333);
    — хайп: негативный сюжет консервативной журналистки на ГТРК «Саратов» взорвал продажи на последующие показы и вызвал поддержку театра со стороны блогеров и других журналистов (https://news.sarbc.ru/focus/materials/2024-06-24/8845.html);
    — лояльность учителей: они рекомендуют спектакль для классов;
    — спектакль стал одной из лучших постановок сезона и одним из самых быстро раскупаемых спектаклей театра 2024 года
    Самое главное: вместо раскола аудитории и волны негатива театр объединил ее. Большая часть консерваторов отнеслась к спектаклю благосклонно, журналисты нашли ее вполне классической, а молодежь оценила мемность и юмор постановки. Мы доказали, что даже спорные решения могут стать выигрышными при честной открытой коммуникации и юмористическом подходе
     

Кейс 4: «Международная выставка-форум «Россия»: региональный театр как федеральный бренд»

  • Проблема: низкая узнаваемость за пределами региона, необходимость участия экспозиции театра на саратовском стенде ВДНХ при минимальном бюджете на мероприятие

  • Решение:
    — продуманная стратегия участия в выставке: заведомо популярный интерактив в грим-зоне; привлечение детской аудитории играми с кубиками и раскрасками по мотивам спектаклей; интерактивный квиз для взрослых и молодежи; карточная игра с артистом театра как реклама спектакля «Пиковая дама» вместо стандартных акций павильона, в которых загримированные артисты и аниматоры просто фотографировались с посетителями (https://vdnh.ru/events/prezentatsiya-saratovskogo-akademicheskogo-teatra-yunogo-zritelya-im-yu-p-kiselyeva/);
    — активное анонсирование участия в выставке в соцсетях для саратовских москвичей и московских саратовцев и через СМИ (https://vk.com/wall-29490798_11900, https://vk.com/wall-29490798_11908) ;
    — конкурс фотографий со стенда для посетителей увеличил освещение презентации театра ВКонтакте (https://vk.com/wall-29490798_11984)

  • Результат:
    — презентация театра вошла в Топ-5 событий недели на выставке «Россия»;
    — стала инфоповодом для публикаций в СМИ и социальных медиа;
    — стала местом встречи с бывшими саратовцами  в Москве и эффектной презентацией бренда театра для жителей разных регионов страны (https://vk.com/wall70475876_2480)

4. Новаторство и креатив

  • Постепенная цифровизация:

— переход на профессиональный билетный оператор и упрощение возврата билетов
— внедрение виджета продаж во ВКонтакте сделало покупку билетов через соцсети удобными для пользователей соцсети и снизило нагрузку на сайт.  Более 40% билетов на старте продаж и более в среднем более 60% билетов в другие дни покупаются через виджет ВКонтакте (данные VK пиксель);
— создание стикерпаков к премьерам («Настоящие бумажные вещи Т. Гримса»);

— использование бота постоянными зрителями как основного источника информации вместо поиска по сайту, телефонных звонков и написания комментариев для получения полной информации о спектаклях, контактах техподдержки; вакансиях театра и ответов на часто задаваемые вопросы
 

  • Контент-стратегия:
     

— Позиционирование телеграм-канала и госпаблика ВКонтакте как самостоятельных площадок с уникальным контентом позволило сделать телеграм-канал площадкой оперативных новостей и живого диалога с подписчиками, а группу ВКонтакте – «эталонным» госпабликом, снизив в нем количество негативных комментариев до минимального уровня

— Использование нестандартных ситуаций как возможностей для увеличения медиаприсутствия и вовлеченности аудитории в соцсетях. Например, отключение света на спектакле «Майская ночь» (https://t.me/tuzkiseleva/489, https://t.me/tuzkiseleva/490) и учения МЧС (https://vk.com/wall-29490798_13173)стали поводом для  упоминания в местных СМИ и социальных медиа(https://sarnovosti.ru/news/v-saratove-aktrisa-prosila-spasti-dvukh-synovey-iz-goryashchego-tyuza/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch, https://164.ru/text/gorod/2024/09/04/74046239/?from=yanews&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch, https://t.me/opensaratov/20225);

— Участие артистов и сотрудников театра как соавторов контента в соцсетях. Интерес как к телеграм-каналу, так и к ВКонтакте повышает публикация видеороликов и кружочков с участием артистов театра (https://t.me/tuzkiseleva/437, https://t.me/tuzkiseleva/474, https://t.me/tuzkiseleva/475, https://t.me/tuzkiseleva/502, https://vk.com/wall-29490798_12538, https://vk.com/wall-29490798_12981), видео с репетиций (https://t.me/tuzkiseleva/567, https://t.me/tuzkiseleva/570, https://vk.com/wall-29490798_12303), комментарии режиссеров, видео с закрытых, внутритеатральных мероприятий (https://t.me/tuzkiseleva/440), а также ответы артистов, постановочной команды, а иногда даже авторов книг в комментариях в телеграм.

— Журналисты как соавторы контента в соцсетях. Удачным стал опыт сотрудничества с рядом радиостанций, блогеров. В телеграм-канале объявляется сбор вопросов для радиоэфира, потом в ВКонтакте выходит видеозапись этого эфира, а в ТГ кружочки с самыми интересными моментами. Для СМИ увеличивается количество просмотров и вовлеченность аудитории, а театр получает профессиональный контент, сделанный “чужими” руками (https://vk.com/wall-29490798_14199, https://vk.com/wall-29490798_13543, https://vk.com/wall-29490798_12294, https://vk.com/wall-29490798_12191)

— рубрика #спонтанно стала отличным стимулом допродать “горящие” билеты: залежавшиеся и — возвращенные в последний момент для театра, а также отличным помощником для зрителей, которые хотят к нам в театр, но не готовы покупать билеты за полтора месяца до спектакля

 

Результатом стало появление самоорганизующегося комьюнити в телеграм-канале театра, превращение канала в основной источник новостей о театре для социальных медиа и местных СМИ, упрощение работы с госпабликом и минимизация в нем негатива, а также усиление эмоциональной привязанности аудитории к театру.

5. Антикризисное управление

В декабре  2024 г. театр столкнулся с серьезной кризисной ситуацией, связанной с новогодней премьерой спектакля «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса»
Причина: Несоответствие ожиданий аудитории (многие ждали специальное новогоднее шоу для детей, а увидели глубокий спектакль о взрослении), неправильная целевая аудитория первых показов (первыми по пригласительным спектакль смотрели представители социально незащищенных слоев населения)
Действия:
—  Отмена 5 новогодних показов спектакля и замена на проверенные семейные спектакли;
—  Публичное извинение с объяснением ошибки;
—  Изменение возрастного знака спектакля с 6+ на 12+
Итог:
— сохранение лояльности аудитории;
— сохранение нормальной психологической атмосферы среди артистов, участвующих в спектакле;
— поднятый негатив привлёк внимание издания «Vottak» (). Журналистка написала статью о том, что жалобы зрителей «ломают театры». Однако, в отличие от других театров, ТЮЗ Киселева был упомянут лишь вскользь, без обвинений в адрес театра. Это стало результатом грамотной коммуникации и лояльного отношения к комментариям зрителей.

Оперативное реагирование на сложную ситуацию и подробное освещение в телеграм-канале:
— Пример поста при сбое продаж: https://t.me/tuzkiseleva/644, https://t.me/tuzkiseleva/643
«Отвечаем всем и сразу: сайт перегружен, билеты есть. Обновите страницу позже!»
— Результат: Снижение недовольства за счёт прозрачности.

6. Медиапартнерство:

- налажены комфортные отношения с представителями основных местных СМИ

- ведется адресная работа с журналистами: им предлагаются эксклюзивные инфоповоды (https://vk.com/wall-172753666_25171, https://vk.com/wall-172753666_24852, https://vk.com/wall1692630_5679, https://sarpan.ru/articles/11-kultura/28653-samaya_muzykalnaya_aktrisa_saratovskogo_tyuza_ne_boitsya_staret/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D)

- регулярно проводятся пресс-показы перед премьерами (13 показов в 2024 г.);

- учитываются особенности работы каждого СМИ (например, Саратов24 только в исключительных случаях ездит на вечерние съемки, вместо приглашения на вечерние пресс-показы они приглашаются на съемку утренней репетиции и получают эксклюзивное интервью с режиссером) - https://rutube.ru/video/fde4e48340468a74d3020dc1d513f0eb/?r=wd, https://rutube.ru/video/c26fc7b8edf016edf98de77986afb782/?r=wd

7. Почему именно Юлия?

  1. https://vk.com/wall-29490798_12138Лидер цифровизации в сфере культуры: первый театральный бот; единственный региональный театр в ТОП-10 театральных телеграм-каналов России; самый большой госпаблик учреждения культуры в Саратовской области 

  2. Антикризисный эксперт: новогодний скандал вызвал защитную реакцию у зрителей, не дал возможности написать негатив о театре для СМИ-иноагента

  3. Рост упоминаний в социальных медиа на 65% без бюджета и рекламы

  4. Создание саморегулируемого комьюнити, которое защищает театр от хейта и помогает решать типовые вопросы без участия театра;

  5. Признание на федеральном уровне как театра (успешная презентация на ВДНХ, попадание в шорт-лист международной премии зрительских симпатий), так и специалиста по PR (спикер семинара РАМТ, наставник в проекте Наставничество).

    Саратовский ТЮЗ Киселева традиционно является одним из самых популярных театров Саратова и области. Постковидная тенденция к онлайн-покупкам, появление в театре специалиста по PR и активизация соцсетей привели к резкому увеличению продаж билетов. 80% билетов на спектакли в последний год продается в первый день старта продаж, что нередко приводило к сбоям старой билетной системы, а также к устойчивому негативу, связанному с превышением спроса над предложением. При этом в регионе PR не считается необходимостью для учреждения культуры, поэтому в театре есть только один человек,  который занимается огромным количеством вопросов: от продвижения “Пушкинской карты” и спектаклей театра, организации специальных мероприятий, работы со СМИ до ведения соцсетей и ответов на жалобы. Бюджет на направление PR не выделяется. Как следствие, все указанные в проекте мероприятия и шаги сделаны по инициативе, под контролем или собственными усилиями Юлии Ткачевой.

Сайт проекта
https://t.me/tuzkiseleva
Цель проекта
Главные цели года:
– укрепление имиджа театра как прозрачного, открытого для коммуникации, современного учреждения;
– снижение негатива на старте продаж, связанного с превышением спроса над предложением и сбоями собственной билетной системы;
– создание лояльного комьюнити в соцсетях
– повышение значимости направления PR в рамках организации и создание PR-отдела
Результат проекта
Результаты проекта:
1. Укрепление имиджа театра
Прозрачность:
— Внедрение равного доступа к билетам (одновременно на сайте, в кассе и соцсетях с предварительным публикованием даты старта продаж) исключило обвинения в «продажах из-под полы».
— Публичное признание ошибок (кейс со спектаклем «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса») повысило доверие аудитории.
Медиаприсутствие:
— Рост количества интервью с представителями театра в СМИ на 60% (с 10 до 16 интервью)
— Упоминания в блогах выросли на 65% (с 437 до 722)
— упоминание регионального театра в зарубежном СМИ-иноагенте
2. Снижение негатива
Технические улучшения:
— Переход на профессионального билетного оператора исключил критические сбои на старте продаж и значительно упростил процедуру возврата билетов
— Виджет продаж во ВКонтакте снизил нагрузку на сайт и создал удобную площадку для зрителей-пользователей ВКонтакте
Коммуникация:
— Посты с хештегом #как_просто уменьшили количество типовых вопросов на 40%.
— Бот Лис Лисыч снизил сложности модерирования большого количества сообщений, взяв на себя решение типовых вопросов в чате Телеграм, в комментариях и в сообщениях группы ВКонтакте
— Мгновенные реакции на кризисы (например, сбой продаж) снизили негатив в комментариях на 80%.
3. Создание лояльного комьюнити
Рост аудитории:
— Telegram: +50% подписчиков (с 8 452 до 12 696), ERR 95% (максимум среди театральных каналов).
— ВКонтакте: +25% подписчиков (с 11 910 до 14 898), крупнейшая аудитория среди учреждений культуры региона
Саморегуляция:
— Подписчики Telegram защищают канал от хейта, помогают с решением типовых вопросов, новички становятся амбассадорами через 2-3 месяца.
4. Повышение значимости PR
Создание отдела:
— В октябре 2024 г. руководство театра утвердило создание отдела информации, рекламы и по связям с общественностью, назначив Юлию его руководителем.
Экспертное признание:
— Участие в XI Всероссийском семинаре РАМТ.
— Наставник проекта «Наставничество» от АНО «Диалоги»
— Благодарственное письмо АНО «Диалоги»

« К списку проектов в номинации



 

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Чтобы не слетела заявка


 

Коллеги, программа - это робот и если не заполнены все поля, обязательные для заполнения (обозначенные *), то заявка не сохранится. Если подгружены недопустимые по формату или весу файлы, заявка не сохранится.


 

Наша рекомендация, чтобы все получилось: Создайте заявку, выберете нужную номинацию, во всех строках, обязательных для заполнения ставите цифру 1, подгружате презентацию (до 15 слайдов формат power point или pdf, размер файла до 10мб), заставку проекта (только JPG до 1мб. и шириной до 3000px) и указываете ФИО первого автора и его фото (только JPG до 1мб. и шириной до 3000px), нажимаете сохранить. Далее опять заходите в раздел мои заявки, она должна появиться в вашем кабинете со статусом «Доступна для редактирования». Можно вносить правки, не забывайте сохраняться!


 

С подробными требованиями к подаваемым заявкам вы можете ознакомиться в разделе "Положение".


 

С примерами заявок вы можете ознакомиться здесь.

Наши номинации