Зарядить город ТЮЗом: как вывести государственное учреждение в лидеры цифровых коммуникаций
Номинация: Пресс-секретарь года
Автор(ы): Юлия Александровна Ткачева, начальник отдела информации, рекламы и по связям с общественностью
Даты проекта
01 января — 31 декабряОписание проекта
Саратовский ТЮЗ Киселева традиционно является одним из самых популярных театров Саратова и области. Постковидная тенденция к онлайн-покупкам, появление в театре специалиста по PR и активизация соцсетей привели к резкому увеличению продаж билетов. 80% билетов на спектакли в последний год продается в первый день старта продаж, что нередко приводило к сбоям старой билетной системы, а также к устойчивому негативу, связанному с превышением спроса над предложением. При этом в регионе PR не считается необходимостью для учреждения культуры, поэтому в театре есть только один человек, который занимается огромным количеством вопросов: от продвижения “Пушкинской карты” и спектаклей театра, организации специальных мероприятий, работы со СМИ до ведения соцсетей и ответов на жалобы. Бюджет на направление PR не выделяется. Как следствие, все указанные в проекте мероприятия и шаги сделаны по инициативе, под контролем или собственными усилиями Юлии Ткачевой.
1. Почему наш PR уникален
Юлия Ткачева за 2024 год вывела коммуникации ТЮЗа Киселева на новый уровень, превратив театр в цифровой эталон прозрачности и вовлечённости. Её работа охватывает антикризисное управление, инновационный подход, медиастратегии и создание лояльного комьюнити при отсутствии выделенного бюджета на PR и команды.
Наша уникальность:
-
- Telegram-канал регионального театра — в топ-5 театральных каналов России по подписчикам, и первый среди каналов театров России по вовлеченности (средний ERR 99% (данные TGStat)
-
- - Саморегуляция аудитории: Подписчики защищают канал от хейта, новички становятся амбассадорами
-
первый полноценный театральный бот-маскот Лис Лисыч решает 80% вопросов клиентов, упрощает работу с соцсетями для Юлии и увеличивает эмоциональную связь с театром
-
- театр — лидер по продажам билетов в регионе: 50% билетов на месяц продаются в первые часы старта продаж и эта доля постоянно растет (данные билетного оператора). Для некоторых спектаклей - 100% билетов распродается в первые 2-5 минут с момента старта продаж
Реплика менеджера билетной системы:
«Да в Ваш театр купить билет — это целое событие и серьёзный квест с навыками хладнокровия. Большой Театр на вашем фоне меркнет».
-
- нестандартный подход к продвижению: креативные акции по стимулированию продаж в низкий сезон и превращение случайных инфоповодов в событие для СМИ
-
- повторное вхождение театра в шорт-лист международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»: в 2024 г. спектакль «Денискины рассказы» стал финалистом в номинации «Лучший спектакль для детей». Мы единственный театр региона, который регулярно входит в шорт-лист премии.
-
открытость коммуникаций: ответы на все вопросы в соцсетях, даже в нерабочее время, лояльность к разным по спектру мнениям о спектаклях и театре в целом, быстрое реагирование на проблемы и сбои; возможность выговориться для тех, кто чем-то недоволен
2. Ключевые достижения за 2024 год
-
Рост медиаприсутствия в СМИ и социальных медиа при нулевом бюджете:
— Интервью с представителями театра: +60% за год (с 10 до 16).
— Упоминания театра и его событий в социальных медиа: +65% за год (с 437 до 722)
Цифровые показатели соцсетей при нулевом бюджете:
— Telegram: 12 696 подписчиков (+50%), средний охват публикаций +28% (с 9 834 до 12 604).
— ВКонтакте: 14 898 подписчиков (+25%), крупнейшая аудитория среди учреждений культуры Саратова. -
Признание:
— Создание отдела: В октябре 2024 г. руководство театра учредило отдел информации, рекламы и по связям с общественностью, назначив Юлию его руководителем. Это стало признанием её вклада в развитие коммуникаций и повышением значимости данной сферы деятельности внутри театра
— Экспертная деятельность:
• Спикер XI Всероссийского семинара по работе со зрителями (РАМТ, Самара).
• Наставник проекта «Наставничество» от АНО «Диалоги» для начинающих администраторов госпабликов.
• Автор статей для профессионального издания «Пресс-служба».
— Награды:
• 1-е место в конкурсе «Лучший в соцсетях» Саратовской области (номинация «за интересное содержание постов»).
• Финалист программы «Контент-маркетинг» от VK и контент-агентства uno.dos.trends.
• Благодарственные письма от АНО «Диалоги» за:
- Внедрение новых форматов контента и повышение вовлечённости.
- Вклад в развитие госпабликов в рамках проекта «Наставничество».
3. Главные кейсы
Кейс 1: 100%-ные продажи в низкий сезон
-
Проблема: с началом дачного сезона и окончанием учебного года билеты в театры традиционно не распродаются, особенно на выходные дни
-
Действия:
— запуск акции «Режиссерское комбо» (https://vk.com/wall-29490798_12138) с целью стимулирования продаж и повышение узнаваемости ключевых режиссеров, с которыми сотрудничает театр. Зрителям предлагалось сходить на несколько спектаклей конкретного режиссера либо на несколько спектаклей всех режиссеров-участников в период проведения акции.
— публикация постов с информацией об акции, а также о каждой номинации отдельно, что стало завуалированной рекламой спектаклей даже для тех зрителей, кто не участвовал в самой акции -
Результат: 100%-ные продажи билетов в низкий сезон (май-июнь 2024 г.), повышение узнаваемости режиссеров и их спектаклей, более 50 участников акции, 5 участников посетили 10 и более спектаклей акции в период ее проведения (https://vk.com/wall-29490798_12517)
Кейс 2: «бот Лис Лисыч — цифровые инновации и эмоциональная вовлеченность»
-
Проблема: нехватка человеческих и финансовых ресурсов на обработку комментариев в соцсетях (большинство вопросов типовые), проведение конкурсов и поддержание обязательного еженедельного ER >=3% для госпабликов ВКонтакте
-
Решение: Собственноручное создание бота на платформе smartbotpro, который работает во всех соцсетях театра и автоматизирует ряд процессов:
— мгновенно отвечает на типовые вопросы в соцсетях , связывает с нужным сотрудником, дает контакты техподдержки билетного оператора Афиша, модерирует чаты на соответствие правилам (грубость, попытки продаж билетов и т.п.);
— самостоятельно модерирует конкурсы комментариев ВКонтакте и выбирает победителя с помощью собственного рандомайзера (https://vk.com/wall-29490798_13567);
— помогает реализовывать различные игры ВКонтакте на базе комментариев, значительно увеличивая вовлеченность госпаблика (https://vk.com/wall-29490798_14093, https://vk.com/wall-29490798_14155, https://vk.com/wall-29490798_14338);
— рекомендует спектакли по параметрам (https://t.me/tuzkiseleva/574), дает полную информацию по конкретному спектаклю и ссылку на покупку билетов;
— проводит собственные игры (https://t.me/tuzkiseleva/538) по мотивам спектаклей -
Результат: рост популярности маскота и эмоциональной привязанности к нему, рост вовлеченности в госпаблике в период проведения игр, значительное снижение нагрузки на специалиста по связям с общественностью
Кейс 3: «Без ума от горя» — сценическая версия, объединившая поколения»
-
Проблема: большая часть саратовской аудитории устала от модернизации классики и ждет спектаклей «как раньше». Готовящаяся премьера «Без ума от горя» — остроумная версия «Горя от ума» Грибоедова без политики, с акцентом на романтику и молодёжный юмор — уже одним своим названием рисковала вызвать волну критики
-
Решение: Акцент в продвижении на «неклассичность» для исключения неоправданных ожиданий зрителей и активная работа с разными лидерами мнений. Полное видео встреч выкладывалось ВКонтакте, самые яркие, хайповые моменты — в кружочках телеграм
— регулярное объяснение концепции до премьеры: интервью с режиссером Максимом Меламедовым на радио;
— открытый диалог с учителями, на который позвали как режиссера спектакля Максима Меламедова, так и режиссера самого популярного спектакля «Денискины рассказы»: обсуждение того, почему восприятие книги и спектакля отличается (https://t.me/tuzkiseleva/521, https://t.me/tuzkiseleva/522, );
— привлечение авторитетов: на премьеру позвали известного российского критика Павла Руднева (https://t.me/tuzkiseleva/549);
— пресс-конференция перед спектаклем: пояснение концепции журналистам перед пресс-показом (https://t.me/tuzkiseleva/545, );
— ответ на хайп со стороны ГТРК «Саратов»: публикация ВКонтакте полной видеозаписи пресс-конференции как опровержение сюжета на ГТРК и поддержка концепции спектакля (https://vk.com/wall-29490798_12411);
— встреча режиссера и артистов со зрителями после одного из показов (https://vk.com/wall-29490798_13359)
-
Результат:
— невысокая для театра скорость продаж на премьерные показы: 100%-ная продажа билетов на премьеру подготовленной аудитории и 90% положительных отзывов от первых зрителей (https://vk.com/wall-29490798_12394, https://vk.com/wall-29490798_12333);
— хайп: негативный сюжет консервативной журналистки на ГТРК «Саратов» взорвал продажи на последующие показы и вызвал поддержку театра со стороны блогеров и других журналистов (https://news.sarbc.ru/focus/materials/2024-06-24/8845.html);
— лояльность учителей: они рекомендуют спектакль для классов;
— спектакль стал одной из лучших постановок сезона и одним из самых быстро раскупаемых спектаклей театра 2024 года
Самое главное: вместо раскола аудитории и волны негатива театр объединил ее. Большая часть консерваторов отнеслась к спектаклю благосклонно, журналисты нашли ее вполне классической, а молодежь оценила мемность и юмор постановки. Мы доказали, что даже спорные решения могут стать выигрышными при честной открытой коммуникации и юмористическом подходе
Кейс 4: «Международная выставка-форум «Россия»: региональный театр как федеральный бренд»
-
Проблема: низкая узнаваемость за пределами региона, необходимость участия экспозиции театра на саратовском стенде ВДНХ при минимальном бюджете на мероприятие
-
Решение:
— продуманная стратегия участия в выставке: заведомо популярный интерактив в грим-зоне; привлечение детской аудитории играми с кубиками и раскрасками по мотивам спектаклей; интерактивный квиз для взрослых и молодежи; карточная игра с артистом театра как реклама спектакля «Пиковая дама» вместо стандартных акций павильона, в которых загримированные артисты и аниматоры просто фотографировались с посетителями (https://vdnh.ru/events/prezentatsiya-saratovskogo-akademicheskogo-teatra-yunogo-zritelya-im-yu-p-kiselyeva/);
— активное анонсирование участия в выставке в соцсетях для саратовских москвичей и московских саратовцев и через СМИ (https://vk.com/wall-29490798_11900, https://vk.com/wall-29490798_11908) ;
— конкурс фотографий со стенда для посетителей увеличил освещение презентации театра ВКонтакте (https://vk.com/wall-29490798_11984) -
Результат:
— презентация театра вошла в Топ-5 событий недели на выставке «Россия»;
— стала инфоповодом для публикаций в СМИ и социальных медиа;
— стала местом встречи с бывшими саратовцами в Москве и эффектной презентацией бренда театра для жителей разных регионов страны (https://vk.com/wall70475876_2480)
4. Новаторство и креатив
-
Постепенная цифровизация:
— переход на профессиональный билетный оператор и упрощение возврата билетов
— внедрение виджета продаж во ВКонтакте сделало покупку билетов через соцсети удобными для пользователей соцсети и снизило нагрузку на сайт. Более 40% билетов на старте продаж и более в среднем более 60% билетов в другие дни покупаются через виджет ВКонтакте (данные VK пиксель);
— создание стикерпаков к премьерам («Настоящие бумажные вещи Т. Гримса»);
— использование бота постоянными зрителями как основного источника информации вместо поиска по сайту, телефонных звонков и написания комментариев для получения полной информации о спектаклях, контактах техподдержки; вакансиях театра и ответов на часто задаваемые вопросы
-
Контент-стратегия:
— Позиционирование телеграм-канала и госпаблика ВКонтакте как самостоятельных площадок с уникальным контентом позволило сделать телеграм-канал площадкой оперативных новостей и живого диалога с подписчиками, а группу ВКонтакте – «эталонным» госпабликом, снизив в нем количество негативных комментариев до минимального уровня
— Использование нестандартных ситуаций как возможностей для увеличения медиаприсутствия и вовлеченности аудитории в соцсетях. Например, отключение света на спектакле «Майская ночь» (https://t.me/tuzkiseleva/489, https://t.me/tuzkiseleva/490) и учения МЧС (https://vk.com/wall-29490798_13173)стали поводом для упоминания в местных СМИ и социальных медиа(https://sarnovosti.ru/news/v-saratove-aktrisa-prosila-spasti-dvukh-synovey-iz-goryashchego-tyuza/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch, https://164.ru/text/gorod/2024/09/04/74046239/?from=yanews&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch, https://t.me/opensaratov/20225);
— Участие артистов и сотрудников театра как соавторов контента в соцсетях. Интерес как к телеграм-каналу, так и к ВКонтакте повышает публикация видеороликов и кружочков с участием артистов театра (https://t.me/tuzkiseleva/437, https://t.me/tuzkiseleva/474, https://t.me/tuzkiseleva/475, https://t.me/tuzkiseleva/502, https://vk.com/wall-29490798_12538, https://vk.com/wall-29490798_12981), видео с репетиций (https://t.me/tuzkiseleva/567, https://t.me/tuzkiseleva/570, https://vk.com/wall-29490798_12303), комментарии режиссеров, видео с закрытых, внутритеатральных мероприятий (https://t.me/tuzkiseleva/440), а также ответы артистов, постановочной команды, а иногда даже авторов книг в комментариях в телеграм.
— Журналисты как соавторы контента в соцсетях. Удачным стал опыт сотрудничества с рядом радиостанций, блогеров. В телеграм-канале объявляется сбор вопросов для радиоэфира, потом в ВКонтакте выходит видеозапись этого эфира, а в ТГ кружочки с самыми интересными моментами. Для СМИ увеличивается количество просмотров и вовлеченность аудитории, а театр получает профессиональный контент, сделанный “чужими” руками (https://vk.com/wall-29490798_14199, https://vk.com/wall-29490798_13543, https://vk.com/wall-29490798_12294, https://vk.com/wall-29490798_12191)
— рубрика #спонтанно стала отличным стимулом допродать “горящие” билеты: залежавшиеся и — возвращенные в последний момент для театра, а также отличным помощником для зрителей, которые хотят к нам в театр, но не готовы покупать билеты за полтора месяца до спектакля
Результатом стало появление самоорганизующегося комьюнити в телеграм-канале театра, превращение канала в основной источник новостей о театре для социальных медиа и местных СМИ, упрощение работы с госпабликом и минимизация в нем негатива, а также усиление эмоциональной привязанности аудитории к театру.
5. Антикризисное управление
В декабре 2024 г. театр столкнулся с серьезной кризисной ситуацией, связанной с новогодней премьерой спектакля «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса»
Причина: Несоответствие ожиданий аудитории (многие ждали специальное новогоднее шоу для детей, а увидели глубокий спектакль о взрослении), неправильная целевая аудитория первых показов (первыми по пригласительным спектакль смотрели представители социально незащищенных слоев населения)
Действия:
— Отмена 5 новогодних показов спектакля и замена на проверенные семейные спектакли;
— Публичное извинение с объяснением ошибки;
— Изменение возрастного знака спектакля с 6+ на 12+
Итог:
— сохранение лояльности аудитории;
— сохранение нормальной психологической атмосферы среди артистов, участвующих в спектакле;
— поднятый негатив привлёк внимание издания «Vottak» (). Журналистка написала статью о том, что жалобы зрителей «ломают театры». Однако, в отличие от других театров, ТЮЗ Киселева был упомянут лишь вскользь, без обвинений в адрес театра. Это стало результатом грамотной коммуникации и лояльного отношения к комментариям зрителей.
Оперативное реагирование на сложную ситуацию и подробное освещение в телеграм-канале:
— Пример поста при сбое продаж: https://t.me/tuzkiseleva/644, https://t.me/tuzkiseleva/643
«Отвечаем всем и сразу: сайт перегружен, билеты есть. Обновите страницу позже!»
— Результат: Снижение недовольства за счёт прозрачности.
6. Медиапартнерство:
- налажены комфортные отношения с представителями основных местных СМИ
- ведется адресная работа с журналистами: им предлагаются эксклюзивные инфоповоды (https://vk.com/wall-172753666_25171, https://vk.com/wall-172753666_24852, https://vk.com/wall1692630_5679, https://sarpan.ru/articles/11-kultura/28653-samaya_muzykalnaya_aktrisa_saratovskogo_tyuza_ne_boitsya_staret/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D)
- регулярно проводятся пресс-показы перед премьерами (13 показов в 2024 г.);
- учитываются особенности работы каждого СМИ (например, Саратов24 только в исключительных случаях ездит на вечерние съемки, вместо приглашения на вечерние пресс-показы они приглашаются на съемку утренней репетиции и получают эксклюзивное интервью с режиссером) - https://rutube.ru/video/fde4e48340468a74d3020dc1d513f0eb/?r=wd, https://rutube.ru/video/c26fc7b8edf016edf98de77986afb782/?r=wd
7. Почему именно Юлия?
-
https://vk.com/wall-29490798_12138Лидер цифровизации в сфере культуры: первый театральный бот; единственный региональный театр в ТОП-10 театральных телеграм-каналов России; самый большой госпаблик учреждения культуры в Саратовской области
-
Антикризисный эксперт: новогодний скандал вызвал защитную реакцию у зрителей, не дал возможности написать негатив о театре для СМИ-иноагента
-
Рост упоминаний в социальных медиа на 65% без бюджета и рекламы
-
Создание саморегулируемого комьюнити, которое защищает театр от хейта и помогает решать типовые вопросы без участия театра;
-
Признание на федеральном уровне как театра (успешная презентация на ВДНХ, попадание в шорт-лист международной премии зрительских симпатий), так и специалиста по PR (спикер семинара РАМТ, наставник в проекте Наставничество).
Саратовский ТЮЗ Киселева традиционно является одним из самых популярных театров Саратова и области. Постковидная тенденция к онлайн-покупкам, появление в театре специалиста по PR и активизация соцсетей привели к резкому увеличению продаж билетов. 80% билетов на спектакли в последний год продается в первый день старта продаж, что нередко приводило к сбоям старой билетной системы, а также к устойчивому негативу, связанному с превышением спроса над предложением. При этом в регионе PR не считается необходимостью для учреждения культуры, поэтому в театре есть только один человек, который занимается огромным количеством вопросов: от продвижения “Пушкинской карты” и спектаклей театра, организации специальных мероприятий, работы со СМИ до ведения соцсетей и ответов на жалобы. Бюджет на направление PR не выделяется. Как следствие, все указанные в проекте мероприятия и шаги сделаны по инициативе, под контролем или собственными усилиями Юлии Ткачевой.
Сайт проекта
https://t.me/tuzkiselevaЦель проекта
Главные цели года:– укрепление имиджа театра как прозрачного, открытого для коммуникации, современного учреждения;
– снижение негатива на старте продаж, связанного с превышением спроса над предложением и сбоями собственной билетной системы;
– создание лояльного комьюнити в соцсетях
– повышение значимости направления PR в рамках организации и создание PR-отдела
Результат проекта
Результаты проекта:1. Укрепление имиджа театра
Прозрачность:
— Внедрение равного доступа к билетам (одновременно на сайте, в кассе и соцсетях с предварительным публикованием даты старта продаж) исключило обвинения в «продажах из-под полы».
— Публичное признание ошибок (кейс со спектаклем «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса») повысило доверие аудитории.
Медиаприсутствие:
— Рост количества интервью с представителями театра в СМИ на 60% (с 10 до 16 интервью)
— Упоминания в блогах выросли на 65% (с 437 до 722)
— упоминание регионального театра в зарубежном СМИ-иноагенте
2. Снижение негатива
Технические улучшения:
— Переход на профессионального билетного оператора исключил критические сбои на старте продаж и значительно упростил процедуру возврата билетов
— Виджет продаж во ВКонтакте снизил нагрузку на сайт и создал удобную площадку для зрителей-пользователей ВКонтакте
Коммуникация:
— Посты с хештегом #как_просто уменьшили количество типовых вопросов на 40%.
— Бот Лис Лисыч снизил сложности модерирования большого количества сообщений, взяв на себя решение типовых вопросов в чате Телеграм, в комментариях и в сообщениях группы ВКонтакте
— Мгновенные реакции на кризисы (например, сбой продаж) снизили негатив в комментариях на 80%.
3. Создание лояльного комьюнити
Рост аудитории:
— Telegram: +50% подписчиков (с 8 452 до 12 696), ERR 95% (максимум среди театральных каналов).
— ВКонтакте: +25% подписчиков (с 11 910 до 14 898), крупнейшая аудитория среди учреждений культуры региона
Саморегуляция:
— Подписчики Telegram защищают канал от хейта, помогают с решением типовых вопросов, новички становятся амбассадорами через 2-3 месяца.
4. Повышение значимости PR
Создание отдела:
— В октябре 2024 г. руководство театра утвердило создание отдела информации, рекламы и по связям с общественностью, назначив Юлию его руководителем.
Экспертное признание:
— Участие в XI Всероссийском семинаре РАМТ.
— Наставник проекта «Наставничество» от АНО «Диалоги»
— Благодарственное письмо АНО «Диалоги»