Сила слова
Номинация: Лучший PR-проект в образовании
Автор(ы): Симонова Мария Николаевна, начальник Дирекции по коммуникациям Группы НЛМК (бизнес-заказчик) , Ларина Яна Юрьевна, бизнес-эксперт, Дирекция по коммуникациям Группы НЛМК , Хомутецкий Виталий Владимирович, методолог КУ, Корпоративный университет Группы НЛМК
Даты проекта
01 октября — 01 августаОписание проекта
Название: Сила слова
Заказчик: Дирекция по коммуникациям, Мария Симонова
Авторы:
- Симонова Мария, начальник Дирекции по коммуникациям Группы НЛМК (бизнес-заказчик)
- Ларина Яна (бизнес-эксперт, Дирекция по коммуникациям Группы НЛМК)
- Оглоблина Карина (методолог, Корпоративный университет Группы НЛМК)
- Хомутецкий Виталий (методолог КУ, Корпоративный университет Группы НЛМК)
Сроки:
- Разработка: октябрь 2021 – май 2022
- Пилот: июнь 2022
- Каскад: с августа 2022
Проблематика:
По результатам собственных внутренних исследований в Группе НЛМК выявлена необходимость проведения более частых очных встреч с сотрудниками и каскадирование важной производственной информации от первых лиц. Во время пандемии такие встречи существенно сократились из-за риска распространения коронавируса, и это наложило серьезный отпечаток на коммуникации в коллективах – информация от руководителей об изменениях в компании поступала не вся, иногда с опозданием, информация не содержала главное – ситуацию в бизнесе, влияние санкций, баланс и устойчивость компании, текущие вызовы и риски в отрасли, как изменения могут отразиться на доходах и социальном пакете сотрудников. По этим причинам в компании разработана концепция каскадных коммуникаций в коллективах, когда руководители на встречах с сотрудниками должны объяснять ситуацию в бизнесе и отвечать на возникающие вопросы. Однако для подобных выступлений по опросу руководителей им требуется специальная подготовка – умение презентовать информацию, давать исчерпывающие ответы на острые вопросы, управлять дискуссиями, возражениями и выделять главное. С этой целью было подготовлено образовательное решение «Эффективные коммуникации» разработчиками Школы лидерства и командного взаимодействия из Корпоративного университета Группы НЛМК, заказчиком выступила Дирекция по коммуникациям Группы НЛМК.
О команде:
Корпоративный университет Группы НЛМК (КУ) является ядром менеджмента знаний Группы НЛМК и выполняет интеграционные, образовательные и трансформационные функции в своей деятельности.
Функциональными целями КУ являются:
- развитие человеческого капитала Компании;
- совершенствование системы управления через обучение единым стандартам работы;
- поиск и тиражирование лучших практик НЛМК, в том числе за счет участия лидеров в разработке образовательных решений (ОР);
- поддержка организационных изменений и стратегических проектов за счет создания единого информационного пространства, ориентации на сотрудничество и командную работу.
В основе деятельности КУ лежит принцип «Лидеры учат лидеров». Этот подход — фундамент деятельности КУ. Большинство тренеров — топ-менеджеры и ведущие эксперты НЛМК, которые участвуют в создании ОР КУ и проводят обучение в качестве внутренних тренеров. Все внутренние тренеры проходят специальное обучение, получают поддержку профессиональных тренеров-методистов. Подобная модель обеспечивает связь бизнеса и КУ.
Дизайн ОР создается командами разработки, в которые входят внутренние эксперты из бизнеса и КУ, руководители функциональных направлений, преподаватели ведущих российских и зарубежных бизнес-школ, что позволяет использовать ОР как инструмент трансформации в Группе НЛМК. Все ОР связаны едиными корпоративными смыслами, сквозными кейсами в целостную систему. ОР распределены по уровням управления и направлениям деятельности руководителей.
Дирекция по коммуникациям Группы НЛМК – это географически распределенная команда PR-специалистов, которые оказывают сервисные функции бизнесу по направлениям – внешние коммуникации, направленные на взаимодействие со СМИ, общественностью, органами власти, внутренние коммуникации с сотрудниками и подразделениями компании, маркетинговые коммуникации, ориентированные с взаимодействие с клиентами, а также визуальное сопровождение проектов, подготовка и выпуск мультимедиа контента.
Задачи проекта «Сила слова»:
- Повысить уровень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников;
- Улучшить кросс-функциональное взаимодействие (индекс NPS подразделений, CSI, рост показателя в опросе НЛМК «Пульс» о кроссфункциональном взаимодействии);
- Развить управленческие компетенции руководителей для обеспечения кадровой защищенности;
- Создать благоприятные условия для ведения бизнеса компанией с помощью внешней коммуникации (общение со СМИ, конференции, презентации, деловая переписка)
- Усилить бренд работодателя через обучение и развитие.
Учебные цели проекта:
Развить у участников:
- Понимание роли управленческой коммуникации и ролевой модели руководителя НЛМК.
- Понимание процесса, целей и инструментов коммуникации
- Умение управлять процессом коммуникации
- Умение работать с коммуникационными барьерами (психоклонические, организационные, технические и пр.) и достигать целей коммуникации
- Умение работать с сопротивлением
- Умение вести мотивационные и развивающие диалоги
- Умение управлять вниманием аудитории при групповой коммуникации
- Навык письменной коммуникации и коммуникации в интернет пространстве
- Навык коммуникации в сложных (кризисных) ситуациях.
На какие бизнес-показатели повлияет образовательное решение:
- Рост вовлеченности и удовлетворенности - >67% в 2022 г.
- Снижение % участников опроса из красной и серой зоны по вопросам, связанным с управленческой коммуникацией
- Повышение индекса CSI подразделений
- Повышение осведомленности сотрудников о значимых темах в компании
Целевая аудитория: линейные руководители Группы НЛМК
Дорожная карта по запуску проекта:
Дорожная карта разработки ОР была синхронизирована с задачами бизнес-заказчика и выстроена таким образом, чтобы к моменту запуска очных каскадных коммуникаций в компании руководители прошли подготовку в рамках ОР.
При разработке ОР использовались лучшие практики продуктового подхода, принципы дизайн-мышления и методология agile, которые позволяют наиболее точно определить потребности бизнес-заказчика, получать обратную связь на каждом этапе разработки и в конечном итоге создать продукт, наиболее полно отвечающий требованиям бизнеса.
Разработка и внедрение ОР включали следующие этапы:
- Согласование технического задания и утверждение архитектуры ОР бизнес-заказчиком и рабочей группой проекта с октября по ноябрь 2021 г.
- Формирование профиля внутреннего тренера, который будет транслировать ОР целевой аудитории, в течение ноября 2021 г.
- Разработка электронного курса «Эффективная коммуникация руководителя НЛМК» в течение 3 месяцев с декабря 2021 г. по февраль 2022 г.
- Пилотирование электронного курса «Эффективная коммуникация руководителя НЛМК» в марте 2022 г., итоги которого были использованы при дальнейшей разработке ОР.
- Разработка модуля 1 ОР «Сила слова: коммуникация с сотрудниками» с середины декабря 2021 г. по апрель 2022 г.
- Пилотирование модуля 1 ОР «Сила слова: коммуникация с сотрудниками» в мае-июне
2022 г. и его доработка по итогам пилота в июле 2022 г. - Разработка модуля 2 ОР «Сила слова: выступление на публике» с февраля по май 2022 г.
- Пилотирование модуля 2 ОР «Сила слова: выступление на публике» в июне 2022 г. и его доработка по итогам пилота в июле 2022 г.
- Передача контента обоих модулей ОР внутренним тренерам с конца июля по середину августа 2022 г.
- Каскадирование обоих модулей ОР начиная с середины августа 2022 г.
В 2022 г. в рамках образовательного решения прошли обучение 111 руководителей Группы НЛМК. В 2023 г., по состоянию на 25 января, прошли обучение 35 руководителей. Целевой охват – более 10 тыс человек. Оценка пилотной группы актуального обучения – 9,8.
Основными каналами продвижения ОР стали рассылка писем целевой аудитории – руководителям Группы НЛМК и положительные отзывы участников обучения, которыми они активно делились с коллегами в ходе как делового, так и неформального общения. Подробная информация об ОР размещена на корпоративном портале Группы НЛМК и на сайте Корпоративного университета Группы НЛМК в каталогах образовательных решений. Сбор заявок на обучение осуществляется через формы обратной связи на этих ресурсах.
Результаты (основные метрики, эффективность образовательного решения) по пилоту проекта:
NPS ОР – это готовность участников рекомендовать решение, а NPS ВТ это готовность рекомендовать тренера.
Модуль: «Коммуникации с сотрудниками» |
NPS ОР |
NPS ВТ |
Актуальность |
Готовность использовать |
Организация обучения |
Количество участников |
Каскад |
100% |
99% |
9,8 |
9,7 |
9,9 |
68 |
Пилот |
87% |
90% |
9,6 |
9,5 |
9,6 |
15 |
Итого |
97% |
96% |
9,8 |
9,7 |
9,8 |
83 |
Модуль: «Выступление на публике» |
NPS ОР |
NPS ВТ |
Актуальность |
Готовность использовать |
Организация обучения |
Количество участников |
Каскад |
100% |
100% |
9,8 |
10 |
9,9 |
19 |
Пилот |
89% |
94% |
9,7 |
9,8 |
9,9 |
9 |
Итого |
96% |
98% |
9,8 |
9,9 |
9,9 |
28 |
Бизнес-результаты: 89 - показатель CSI, который получила PR-служба от бизнеса в 2022 году. Рост на 5 пунктов; 84 - показатель CSI, который получил Корпоративный университет в 2022 году. Рост на 3 пункта. +20% - рост полезной и актуальной информации в 2022 году на основе данных регулярного блиц-опроса.
Цель проекта
Задачи проекта «Сила слова»:1.Повысить уровень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников;
2 Улучшить кросс-функциональное взаимодействие (индекс NPS подразделений, CSI, рост показателя в опросе НЛМК «Пульс» о кроссфункциональном взаимодействии);
3.Развить управленческие компетенции руководителей для обеспечения кадровой защищенности;
4.Создать благоприятные условия для ведения бизнеса компанией с помощью внешней коммуникации (общение со СМИ, конференции, презентации, деловая переписка)
5.Усилить бренд работодателя через обучение и развитие.