«Лига читающих людей»
Номинация: Лучший PR-проект в муниципальной сфере
Автор(ы): Шафикова Анна Олеговна, PR-волонтер, консультант, автор идеи , Нагимова Елена Евгеньевна, заведующая модельной библиотекой № 35 «Созвучие» (г. Уфа) , Еникеев Аллен Альбертович, дизайнер, автор логотипа проекта
Даты проекта
30 сентября — 31 январяОписание проекта
Проблематизация: как удержать интерес аудитории к онлайн- и офлайн-мероприятиям городских библиотек в постковидное время, когда аудитория привыкла к новым каналам и форматам потребления контента?
Концепция проекта: повышение вовлеченности читателей библиотек в деятельность учреждений посредством применения трендовой практики геймификации (игрофикации) неигровой деятельности культурного учреждения.
Суть: сделать из любого посещения библиотеки игру с эмоциями и бонусами.
Ключевые сообщения: «Игре все возрасты покорны!», «Будь в Лиге читающих людей!», «Будь в библиотеке – будь в игре!», «Путь в Лигу – через библиотеку!».
Цель проекта: Повышение вовлеченности читателей библиотеки в мероприятия учреждения в условиях нарастающей виртуализации культурно-досуговой деятельности.
Задачи проекта:
- провести исследование (опросы, включённое наблюдение, интервьюирование) для определения заинтересованности целевой аудитории в новом формате взаимодействия и участии в проекте библиотеки;
- реализовать на базе библиотеки трендовые практики организации мероприятий и коммуникаций, которые привлекут внимание аудитории к новому формату деятельности учреждения;
- разработать новую (бартерную) систему взаимодействия с целевой аудиторией, которая будет побуждать читателей к проактивности и вовлечённости по отношению к мероприятиям библиотеки;
- разработать критерии оценки активности игроков «Лиги читающих людей» и балльную систему оценки с выражением в виртуальной валюте;
- сформировать игровое комьюнити библиотеки со своими правилами участия, ритуалами, каналами коммуникаций, контентом «для своих» и комьюнити-менеджером от библиотеки;
- сформулировать права и обязанности куратора-игротехника (сотрудника библиотеки) и обучить первого куратора-игротехника;
- подготовить план и шаблоны коммуникаций в рамках проекта (в соцсетях, закрытом чате, на сайте, прямой контакт с читателем на абонементе библиотеке, по телефону);
- провести рекламную кампанию игры «Лига читающих людей» (в социальных сетях, в закрытом чате игроков, на абонементе модельной библиотеки № 35, в рамках очных массовых мероприятий модельной библиотеки № 35);
- разработать маскот, раздаточные материалы и мерчандайз проекта;
- учредить премию «ЧИТАТЕЛЬ ГОДА по версии МБОУ ЦСМБ ГО г. Уфа РБ»;
- запустить пилотный проект на фокус-группе;
- оценить эффективность проекта на базе одной библиотеки и подготовить план масштабирования проекта в рамках ЦСМБ г. Уфы.
Реализованные мероприятия (за период с III кв. 2022 по I кв. 2023 гг.):
- переговоры с руководством ЦСМБ на тему «болей» учреждения; исследовательская работа (опросы, интервьюирование, наблюдение) и проблематизация;
- подготовка пула идей и предложений, подготовка проекта с методологией игры, читательского бартера и концепцией премии «ЧИТАТЕЛЬ ГОДА»;
- подготовка куратора-игротехника из числа сотрудников библиотеки для реализации пилотного проекта на фокус-группе;
- разработка логотипа игры, рекламная кампания (соцсети, сайт, листовки на абонементе, листовки в парке района – в шкафу для буккроссинга), подготовка мерчандайза игры, разработка дипломов;
- коммуникация с игроками в чате ЛЧЛ;
- регистрация первого эшелона участников, коммуникация в закрытом чате, формирование лидерборда;
- подготовка рекомендаций для масштабирования проекта и подготовки конкурсной работы библиотеки на грант.
Ожидаемый эффект от реализации проекта:
- Популяризация библиотеки как досугового и творческого городского пространства в условиях виртуализации культурно-массовых мероприятий.
- Реализация современного тренда на базе библиотеки.
- Особое культурное пространство, сообщество игрового проекта.
- Бартер за счёт потенциала членов ЛЧЛ (товары/услуги) для реализации проектов библиотеки.
- Социальный потенциал проекта (польза обществу, трансляция социальных норм, таких как взаимопомощь, саморазвитие, самовыражение, развитие личного бренда).
- Повышение гуманитарного вклада библиотек в культурное развитие населения.
- Мотивация сотрудников библиотек (премирование кураторов проекта «Лига читающих людей», благодарственные письма, дополнение резюме активностью в проекте геймификации работы библиотеки).
Дополнительные эффекты:
- Возможность преобразовать проект в конкурсную работу для получения гранта (финансирование проекта), что позволит усилить эффект от геймификации деятельности библиотек.
- Мотивация читателей 60+ к созданию аккаунтов в социальных сетях, чтобы участвовать в игре «Лига читающих людей» и претендовать на звание «Читатель года» (повышение компьютерной грамотности населения старшего возраста).
- Ценный опыт взаимодействия сотрудников библиотеки с PR-волонтёром, заимствование практик коммуникации и организации мероприятий, полезные кейсы.
Цель проекта
Повышение вовлеченности читателей библиотеки в мероприятия учреждения в условиях нарастающей виртуализации культурно-досуговой деятельности.Результат проекта
• Популяризация библиотеки как досугового и творческого городского пространства в условиях виртуализации культурно-массовых мероприятий.• Реализация современного тренда (геймификация неигровой деятельности) на базе библиотеки.
• Особое культурное пространство, сообщество игрового проекта.
• Бартер за счёт потенциала членов (игроков) "Лиги читающих людей" (товары/услуги) для реализации проектов библиотеки.
• Социальный потенциал проекта (польза обществу, трансляция социальных и культурных норм, таких как взаимопомощь, саморазвитие, самовыражение, развитие личного бренда, командное взаимодействие).
• Повышение гуманитарного вклада библиотек в культурное развитие населения.
• Мотивация сотрудников библиотек (премирование кураторов проекта «Лига читающих людей», благодарственные письма, дополнение резюме активностью в проекте геймификации работы библиотеки).
Дополнительные эффекты:
• Возможность преобразовать проект в конкурсную работу для получения гранта (финансирование проекта), что позволит усилить эффект от геймификации деятельности библиотек.
• Мотивация читателей 60+ к созданию аккаунтов в социальных сетях, чтобы учатсвовать в игре «Лига читающих людей» и претендовать на звание «Читатель года» (повышение компьютерной грамотности населения старшего возраста).
• Ценный опыт взаимодействия сотрудников библиотеки с PR-волонтёром, заимствование практик коммуникации и организации мероприятий, полезные кейсы.