Всероссийский конкурс юных исследователей “Универсум”: как создать собственную Вселенную
Номинация: Лучший PR-проект в образовании
Автор(ы): Тимошина Дарья Владимировна, к.филол.н., доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации Самарского университета им. Королева , Щербакова Наталья Сергеевна, специалист по учебно-методической работе деканата факультета филологии и журналистики Самарского университета им. Королева
Даты проекта
01 февраля — 21 сентябряОписание проекта
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева является одним из ведущих российских университетов, признанным научно-образовательный центр, имеет статус опорного для ракетно-космической отрасли. Является лидером в науке и образовании, конкурентоспособным на мировом уровне с диверсифицированной технической, естественно-научной и социально-гуманитарной платформами. В эпоху технологического доминирования распространение гуманитарного знания представляется значимой задачей. Для Самарского университета, как для ведущего вуза, популяризация гуманитарного знания стала одним из приоритетных направлений. В условиях высокой конкуренции университетов за талантливых абитуриентов традиционные способы их привлечения уже не работают. На помощь приходит проектная коммуникация и практики эмпирического маркетинга, которые формируют долгосрочные отношения с представителем целевой аудитории за счет установления крепкой эмоциональной связи и непосредственного вовлечения в активную деятельность. Примером подобной синергии стал Всероссийский конкурс юных исследователей “Универсум”.
Проект включает в себя проведение как самого интеллектуального состязания, так и дополнительных мероприятий, способствующих достижению основной миссии.
Коммуникационная стратегия проекта строится на транслировании ключевых посланий:
1. Гуманитарий - не тот, кто не умеет считать.
2. Гуманитарные науки шире, сложнее и увлекательнее школьных предметов.
3. Необязательно жить в крупном городе, чтобы заявить о себе.
Метафора
Метафора проекта “Вселенная гуманитарных наук” включает следующие составляющие:
● Идея космоса. Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева (организатор Всероссийского конкурса “Универсум”) имеет статус опорного для ракетно-космической отрасли и в то же время осуществляет подготовку по широкому спектру социально-гуманитарных направлений. Поэтому стояла задача, с одной стороны, отразить в концепции проекта связь университета и космоса и, с другой стороны, обозначить серьезную гуманитарную школу, входящую в состав вуза (“универсум” является ведущим понятием философии).
● Идея взаимосвязанности и бесконечности. Современное гуманитарное знание предполагает, что невозможно заниматься научными исследованиями, оставаясь специалистом исключительно в одной области. Лингвистика, например, невозможна без погружения в историю и в социологию, в культурологию и в психологию.
Этапы конкурса:
1. Первый отборочный этап заключается в прохождении онлайн-тестирования на знание гуманитарных предметов (литература, история, русский язык, английский язык). Вопросы тестирования предполагают не только выявление базовых знаний, но и использование творческого нестандартного мышления.
В качестве дополнительного инструмента популяризации научного знания оргкомитет конкурса проводит «Universum challenge» – активность в социальной сети “ВКонтакте”. Его суть – просто и интересно объяснить научный термин в формате короткого видеоролика. Участники челленджа получает дополнительные баллы к результатам теста.
2. Второй отборочный этап проводится заочно и предполагает выполнение исследовательского проекта в рамках одного из тематических блоков («Лингвистика (русский язык)», «Лингвистика (английский язык)», «Литературоведение», «Психология», «История»). Исследовательский проект на одну из предложенных тем включает 3 формата заданий: лонгрид или научно-исследовательская работа (в зависимости от категории участника), графический постер в стиле научпоп, видеовизитка. Темы конкурсных заданий разрабатываются в соответствии с ключевым концептом каждого конкурсного цикла:
· 2018 г. – взаимосвязь поколений;
· 2019 г. – понимание;
· 2020 г. – обновление;
· 2021 г. – время и пространство;
· 2022 г. – чеloveк;
· 2023 г. – чеloveчество.
По итогам этого этапа определяются победители конкурса.
3. Третий этап представляет собой двухдневный образовательный интенсив, погружающий победителей конкурса в дальнейшую работу над собственными проектами для их презентации в МДЦ «Артек». Задача третьего этапа – перевести научное исследование в научпоп формат. Для этого со школьниками работают эксперты конкурса и приглашенные практики. Так, в 2022 году с финалистами работала экс-главред издания «Лайфхакер», редактор роста издания «Горящая изба» Полина Накрайникова и сертифицированный тренер по критическому мышлению Игорь Мокраусов.
В ходе третьего этапа участники под руководством экспертов (ведущих преподавателей социально-гуманитарного Самарского университета им. Королева) готовят к выпуску лонгриды для научно-популярного журнала «Гуманитарий 2.0», издаваемого по инициативе оргкомитета конкурса и при поддержке Самарского университета.
4. Четвертый этап реализуется в МДЦ «Артек» (г. Ялта, Крым) и представляет собой 3-недельную образовательную смену «Универсум». Образовательная программа строится по модульному принципу («Лингвистика (русский язык)», «Лингвистика (английский язык)», «Литературоведение», «Психология», «История»), которая включает в себя:
· воркшопы с ведущими представителями гуманитарных школ Самарского университета им. Королева;
· образовательно-развлекательные квизы социально-гуманитарной направленности;
· финальное мероприятие смены – гуманитарное «Бла-бла шоу» с презентацией очередного номера журнала «Гуманитарий 2.0».
Ежегодно оргкомитет конкурса проводит особое мероприятие, содержание и формат которого определяется темой конкурсного сезона. В 2022 году таким уникальным мероприятием стала выставка-перформанс «Чеloveк» с использованием креативной технологии Science Art. Цель – эстетизация науки, а также демонстрация красоты и уникальности каждого конкурсанта.Сайт проекта
http://universum.ssau.ru/, https://vk.com/universum_ssauЦель проекта
Миссия:Борьба, с одной стороны, со стереотипным представлением о простоте, поверхностности и ненаучности гуманитарного знания, а с другой - с представлением о том, что заниматься наукой скучно.
Цель:
- приобщение детей и подростков к научным исследованиям и разработкам в области наук об обществе и человеке.
Задачи:
- предоставление возможности участникам приобрести опыт исследований в сфере гуманитарных наук;
- формирование навыков работы в коллективе;
- формирование у участников конкурса образа молодого поколения в его включенности в общую культуру и историю страны;
- формирование у школьников интереса к профессиям, связанным с гуманитаристикой, создание предпосылок для получения образования в этой области;
- позиционирование Самарского университета им. Королева как вуза, где можно получить качественное гуманитарное образование.
Результат проекта
Количественные:1. Порядка 25 публикаций в изданиях и на информационных порталах о конкурсном сезоне 2022 г., несмотря на то что целенаправленной рассылки релизов в СМИ не ведется (т.к. целевая аудитория конкурса получает информацию преимущественно из социальных медиа), а основной акцент делается на размещении материалов на партнерских площадках. Однако конкурс получает незапланированное освещение в местных/корпоративных изданиях благодаря его участникам, которые становятся победителями и выигрывают путевку в МДЦ “Артек”.
Ключевые публикации на основных площадках:
“Стартовал пятый сезон Всероссийского конкурса “Универсум” для юных гуманитариев” - https://ssau.ru/news/20009-startoval-pyatyy-sezon-vserossiyskogo-konkursa-universum-dlya-yunykh-gumanitariev
“Подведены итоги первого этапа Всероссийского конкурса "Универсум"” - https://ssau.ru/news/20218-podvedeny-itogi-pervogo-etapa-vserossiyskogo-konkursa-universum
“Стали известны имена финалистов юбилейного сезона «Универсума»” - https://ssau.ru/news/20558-stali-izvestny-imena-finalistov-yubileynogo-sezona-universuma
“Две программы Самарского университета им. Королёва стартовали в «Артеке»” - https://artek.org/press-centr/news/srazu-dve-tematicheskie-smeny-samarskogo-universiteta-im-korolyova-startovali-v-arteke/
“Специалисты Самарского университета провели для артековцев квиз «Гуманитарий 2.0»” - https://artek.org/press-centr/news/specialisty-samarskogo-universiteta-proveli-dlya-artekovcev-kviz-gumanitariy-20/
“«Изучаем чеloveка»: в «Артеке» реализуется гуманитарная программа «Универсум»” - https://artek.org/press-centr/news/izuchaem-cheloveka-v-arteke-realizuetsya-gumanitarnaya-programma-universum/
“Артековцы приняли участие в гуманитарном «Бла-бла шоу»” - https://artek.org/press-centr/news/artekovcy-prinyali-uchastie-v-gumanitarnom-bla-bla-shou/
2. В 2022 г. во Всероссийском конкурсе “Универсум” приняли участие 3235 школьников 8-10 классов, победителями стали 40 из них.
3. Заметно расширилась география участников: в юбилейном сезоне конкурсанты были из 83 регионов РФ и 6 иностранных государств (Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Кыргызстана, ЛНР и ДНР - на тот момент они не были новыми регионами РФ).
Из 85 регионов РФ остались неохваченными только Магаданская область и Чукотский автономный округ.
4. Являясь проектом Самарского университета им. Королева, конкурс традиционно вызывает интерес у школьников Приволжского федерального округа - они составляют 25% всех участников.
5. Во время всего конкурсного цикла основным каналом коммуникации организаторов с конкурсантами является группа в социальной сети “ВКонтакте” - https://vk.com/universum_ssau. За период проекта основные количественные показатели следующие:
- с 1 февраля по 21 сентября 2022 г. в группе вышло 65 постов;
- их полный охват - 261837 пользователей;
- посты набрали 3903 лайка;
- постами поделились 1799 пользователей;
- новыми участниками группы стали 4122 пользователя.
Качественные:
1. Постоянная актуализация на уровне университета и городского сообщества представления о социогуманитарных школах, имеющих богатую научную историю, и привлечение к ним интереса у подрастающего поколения.
2. Поддержание уникального формата интеллектуального состязания как не имеющего аналогов среди гуманитарных научно-образовательных мероприятий.
3. Использование новых технологий и форматов в организации конкурсного цикла-2022: технология Science Art, формат выступлений в стиле TED, учитывающий специфику аудитории. Ранее подобные форматы использовались преимущественно для популяризации технических разработок.
4. Изменение представления о научном дискурсе у подростков за счет нестандартного подхода к реализации образовательного проекта. Школьники на собственном примере убеждаются, что наука может быть доступна даже в юном возрасте.
5. Сформировано комьюнити участников проекта - активных, талантливых, ребят со всей страны, которые продолжают поддерживать связи даже после завершения очередного конкурсного цикла, - Поколение Universum.
6. По итогам сезона 2021-2022 уч.г. Всероссийский конкурс юных исследователей “Универсум” включен в Перечень олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие у школьников и студентов способностей в научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах на 2022/23 учебный год, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации.