Всероссийский конкурс юных исследователей “Универсум”: как создать собственную Вселенную

Номинация: Лучший PR-проект в образовании

Автор(ы): Тимошина Дарья Владимировна, к.филол.н., доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации Самарского университета им. Королева , Щербакова Наталья Сергеевна, специалист по учебно-методической работе деканата факультета филологии и журналистики Самарского университета им. Королева

Даты проекта
01 февраля — 21 сентября

Описание проекта

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева является одним из ведущих российских университетов, признанным научно-образовательный центр, имеет статус опорного для ракетно-космической отрасли. Является лидером в науке и образовании, конкурентоспособным на мировом уровне с диверсифицированной технической, естественно-научной и социально-гуманитарной платформами. В эпоху технологического доминирования распространение гуманитарного знания представляется значимой задачей. Для Самарского университета, как для ведущего вуза, популяризация гуманитарного знания стала одним из приоритетных направлений. В условиях высокой конкуренции университетов за талантливых абитуриентов традиционные способы их привлечения уже не работают. На помощь приходит проектная коммуникация и практики эмпирического маркетинга, которые формируют долгосрочные отношения с представителем целевой аудитории за счет установления крепкой эмоциональной связи и непосредственного вовлечения в активную деятельность. Примером подобной синергии стал Всероссийский конкурс юных исследователей “Универсум”.

Проект включает в себя проведение как самого интеллектуального состязания, так и дополнительных мероприятий, способствующих достижению основной миссии.

Коммуникационная стратегия проекта строится на транслировании ключевых посланий:

1.              Гуманитарий - не тот, кто не умеет считать.

2.              Гуманитарные науки шире, сложнее и увлекательнее школьных предметов.

3.              Необязательно жить в крупном городе, чтобы заявить о себе.

Метафора

Метафора проекта “Вселенная гуманитарных наук” включает следующие составляющие:

●      Идея космоса. Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева (организатор Всероссийского конкурса “Универсум”) имеет статус опорного для ракетно-космической отрасли и в то же время осуществляет подготовку по широкому спектру социально-гуманитарных направлений. Поэтому стояла задача, с одной стороны, отразить в концепции проекта связь университета и космоса и, с другой стороны, обозначить серьезную гуманитарную школу, входящую в состав вуза (“универсум” является ведущим понятием философии).

●      Идея взаимосвязанности и бесконечности. Современное гуманитарное знание предполагает, что невозможно заниматься научными исследованиями, оставаясь специалистом исключительно в одной области. Лингвистика, например, невозможна без погружения в историю и в социологию, в культурологию и в психологию.

Этапы конкурса:

1.     Первый отборочный этап заключается в прохождении онлайн-тестирования на знание гуманитарных предметов (литература, история, русский язык, английский язык). Вопросы тестирования предполагают не только выявление базовых знаний, но и использование творческого нестандартного мышления.

В качестве дополнительного инструмента популяризации научного знания оргкомитет конкурса проводит «Universum challenge» – активность в социальной сети “ВКонтакте”. Его суть – просто и интересно объяснить научный термин в формате короткого видеоролика. Участники челленджа получает дополнительные баллы к результатам теста.

2.     Второй отборочный этап проводится заочно и предполагает выполнение исследовательского проекта в рамках одного из тематических блоков («Лингвистика (русский язык)», «Лингвистика (английский язык)», «Литературоведение», «Психология», «История»). Исследовательский проект на одну из предложенных тем включает 3 формата заданий: лонгрид или научно-исследовательская работа (в зависимости от категории участника), графический постер в стиле научпоп, видеовизитка. Темы конкурсных заданий разрабатываются в соответствии с ключевым концептом каждого конкурсного цикла:

·       2018 г. – взаимосвязь поколений;

·       2019 г. – понимание;

·       2020 г. – обновление;

·       2021 г. – время и пространство;

·       2022 г. – чеloveк;

·       2023 г. – чеloveчество.

По итогам этого этапа определяются победители конкурса.

3.     Третий этап представляет собой двухдневный образовательный интенсив, погружающий победителей конкурса в дальнейшую работу над собственными проектами для их презентации в МДЦ «Артек». Задача третьего этапа – перевести научное исследование в научпоп формат. Для этого со школьниками работают эксперты конкурса и приглашенные практики. Так, в 2022 году с финалистами работала экс-главред издания «Лайфхакер», редактор роста издания «Горящая изба» Полина Накрайникова и сертифицированный тренер по критическому мышлению Игорь Мокраусов.

В ходе третьего этапа участники под руководством экспертов (ведущих преподавателей социально-гуманитарного Самарского университета им. Королева) готовят к выпуску лонгриды для научно-популярного журнала «Гуманитарий 2.0», издаваемого по инициативе оргкомитета конкурса и при поддержке Самарского университета.

4.     Четвертый этап реализуется в МДЦ «Артек» (г. Ялта, Крым) и представляет собой 3-недельную образовательную смену «Универсум». Образовательная программа строится по модульному принципу («Лингвистика (русский язык)», «Лингвистика (английский язык)», «Литературоведение», «Психология», «История»), которая включает в себя:

· воркшопы с ведущими представителями гуманитарных школ Самарского университета им. Королева;

· образовательно-развлекательные квизы социально-гуманитарной направленности;

· финальное мероприятие смены – гуманитарное «Бла-бла шоу» с презентацией очередного номера журнала «Гуманитарий 2.0».

Ежегодно оргкомитет конкурса проводит особое мероприятие, содержание и формат которого определяется темой конкурсного сезона. В 2022 году таким уникальным мероприятием стала выставка-перформанс «Чеloveк» с использованием креативной технологии Science Art. Цель – эстетизация науки, а также демонстрация красоты и уникальности каждого конкурсанта.
Сайт проекта
http://universum.ssau.ru/, https://vk.com/universum_ssau
Цель проекта
Миссия:

Борьба, с одной стороны, со стереотипным представлением о простоте, поверхностности и ненаучности гуманитарного знания, а с другой - с представлением о том, что заниматься наукой скучно.

Цель:
- приобщение детей и подростков к научным исследованиям и разработкам в области наук об обществе и человеке.

Задачи:
- предоставление возможности участникам приобрести опыт исследований в сфере гуманитарных наук;
- формирование навыков работы в коллективе;
- формирование у участников конкурса образа молодого поколения в его включенности в общую культуру и историю страны;
- формирование у школьников интереса к профессиям, связанным с гуманитаристикой, создание предпосылок для получения образования в этой области;
- позиционирование Самарского университета им. Королева как вуза, где можно получить качественное гуманитарное образование.
Результат проекта
Количественные:
1. Порядка 25 публикаций в изданиях и на информационных порталах о конкурсном сезоне 2022 г., несмотря на то что целенаправленной рассылки релизов в СМИ не ведется (т.к. целевая аудитория конкурса получает информацию преимущественно из социальных медиа), а основной акцент делается на размещении материалов на партнерских площадках. Однако конкурс получает незапланированное освещение в местных/корпоративных изданиях благодаря его участникам, которые становятся победителями и выигрывают путевку в МДЦ “Артек”.
Ключевые публикации на основных площадках:
“Стартовал пятый сезон Всероссийского конкурса “Универсум” для юных гуманитариев” - https://ssau.ru/news/20009-startoval-pyatyy-sezon-vserossiyskogo-konkursa-universum-dlya-yunykh-gumanitariev
“Подведены итоги первого этапа Всероссийского конкурса "Универсум"” - https://ssau.ru/news/20218-podvedeny-itogi-pervogo-etapa-vserossiyskogo-konkursa-universum
“Стали известны имена финалистов юбилейного сезона «Универсума»” - https://ssau.ru/news/20558-stali-izvestny-imena-finalistov-yubileynogo-sezona-universuma
“Две программы Самарского университета им. Королёва стартовали в «Артеке»” - https://artek.org/press-centr/news/srazu-dve-tematicheskie-smeny-samarskogo-universiteta-im-korolyova-startovali-v-arteke/
“Специалисты Самарского университета провели для артековцев квиз «Гуманитарий 2.0»” - https://artek.org/press-centr/news/specialisty-samarskogo-universiteta-proveli-dlya-artekovcev-kviz-gumanitariy-20/
“«Изучаем чеloveка»: в «Артеке» реализуется гуманитарная программа «Универсум»” - https://artek.org/press-centr/news/izuchaem-cheloveka-v-arteke-realizuetsya-gumanitarnaya-programma-universum/
“Артековцы приняли участие в гуманитарном «Бла-бла шоу»” - https://artek.org/press-centr/news/artekovcy-prinyali-uchastie-v-gumanitarnom-bla-bla-shou/
2. В 2022 г. во Всероссийском конкурсе “Универсум” приняли участие 3235 школьников 8-10 классов, победителями стали 40 из них.
3. Заметно расширилась география участников: в юбилейном сезоне конкурсанты были из 83 регионов РФ и 6 иностранных государств (Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Кыргызстана, ЛНР и ДНР - на тот момент они не были новыми регионами РФ).
Из 85 регионов РФ остались неохваченными только Магаданская область и Чукотский автономный округ.
4. Являясь проектом Самарского университета им. Королева, конкурс традиционно вызывает интерес у школьников Приволжского федерального округа - они составляют 25% всех участников.
5. Во время всего конкурсного цикла основным каналом коммуникации организаторов с конкурсантами является группа в социальной сети “ВКонтакте” - https://vk.com/universum_ssau. За период проекта основные количественные показатели следующие:
- с 1 февраля по 21 сентября 2022 г. в группе вышло 65 постов;
- их полный охват - 261837 пользователей;
- посты набрали 3903 лайка;
- постами поделились 1799 пользователей;
- новыми участниками группы стали 4122 пользователя.


Качественные:
1. Постоянная актуализация на уровне университета и городского сообщества представления о социогуманитарных школах, имеющих богатую научную историю, и привлечение к ним интереса у подрастающего поколения.
2. Поддержание уникального формата интеллектуального состязания как не имеющего аналогов среди гуманитарных научно-образовательных мероприятий.
3. Использование новых технологий и форматов в организации конкурсного цикла-2022: технология Science Art, формат выступлений в стиле TED, учитывающий специфику аудитории. Ранее подобные форматы использовались преимущественно для популяризации технических разработок.
4. Изменение представления о научном дискурсе у подростков за счет нестандартного подхода к реализации образовательного проекта. Школьники на собственном примере убеждаются, что наука может быть доступна даже в юном возрасте.
5. Сформировано комьюнити участников проекта - активных, талантливых, ребят со всей страны, которые продолжают поддерживать связи даже после завершения очередного конкурсного цикла, - Поколение Universum.
6. По итогам сезона 2021-2022 уч.г. Всероссийский конкурс юных исследователей “Универсум” включен в Перечень олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие у школьников и студентов способностей в научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах на 2022/23 учебный год, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации.

« К списку проектов в номинации



 

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Чтобы не слетела заявка


 

Коллеги, программа - это робот и если не заполнены все поля, обязательные для заполнения (обозначенные *), то заявка не сохранится. Если подгружены недопустимые по формату или весу файлы, заявка не сохранится.


 

Наша рекомендация, чтобы все получилось: Создайте заявку, выберете нужную номинацию, во всех строках, обязательных для заполнения ставите цифру 1, подгружате презентацию (до 15 слайдов формат power point или pdf, размер файла до 10мб), заставку проекта (только JPG до 1мб. и шириной до 3000px) и указываете ФИО первого автора и его фото (только JPG до 1мб. и шириной до 3000px), нажимаете сохранить. Далее опять заходите в раздел мои заявки, она должна появиться в вашем кабинете со статусом «Доступна для редактирования». Можно вносить правки, не забывайте сохраняться!


 

С подробными требованиями к подаваемым заявкам вы можете ознакомиться в разделе "Положение".


 

С примерами заявок вы можете ознакомиться здесь.

Наши номинации