Кадры для Арктики: СПбГУ & Архангельская область
Номинация: Продвижение территорий
Автор(ы): Екатерина Андреевна Шаркова, директор Клиники коммуникационных проектов СПбГУ , Алла Васильевна Валуйских, заместитель руководителя Представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге
Даты проекта
03 марта — 31 мартаОписание проекта
ПРОБЛЕМАТИКА
Проект решает сразу три проблемы. Первая имеет образовательный контекст, вторая – имиджевый, третья – кадровый.
Представительство Архангельской области в Санкт-Петербурге находится в постоянном поиске новых идей и форм продвижения имиджа Архангельской области (традиционного Русского Севера, Поморья) в Санкт-Петербурге. При этом в текущей и проектной деятельности лучшие идеи возникают на стыке сфер, интересов и потребностей общественности. Самые результативные проекты – в коллаборации с партнерами. Выходить за пределы привычного круга задач и функций значит получать синергетический эффект. И все-таки любые пересечения – ограничены. Безграничные возможности создания креативов лежат лишь в новых людях. Поиск новых людей, а значит и новых идей, - процесс сложный, трудоёмкий и достаточно длительный.
В то же время Клиника коммуникационных проектов Санкт-Петербургского государственного университета является неиссякаемым источником таких людей – молодых, энергичных, с идеями и творческим порывом. Сегодня партнерский проект «Кадры для Арктики» даёт огромные возможности для развития творческого потенциала будущих профессионалов в области коммуникаций. Клиника коммуникационных проектов СПбГУ за последние три года шагнула на высочайший уровень практической подготовки студентов для самых разных сфер. Большую роль в этом играет взаимодействие с потенциальными работодателями. И здесь речь не столько о финансовой поддержке проектов, грантах или разовых мастер-классах, но в первую очередь – о реальной практике.
Помимо поиска новых идей и людей есть проблема кадровая. В пресс-службах областных и районных администраций, а также СМИ Архангельской области есть серьезная нехватка профессиональных кадров. А тот персонал, который есть, варится много лет в решении цикличных задач. И, обладая большим опытом, не имеет возможности его передавать молодым специалистам. Таким работникам нужна творческая подпитка в виде молодых кадров, возможность получить новые знания, трендовые навыки в области коммуникаций.
Двустороннее взаимодействие Представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ строится на взаимной потребности: 1) дать студентам поле для выращивания практических навыков, 2) получить свежие идеи pr- и медиапроектов, 3) дать возможность профессионалам региональных редакций и пресс-служб передать свои знания и опыт молодому поколению, подготовить кадры для себя.
Для решения этой трехсторонней проблемы в 2022-2023 гг. был реализован проект «Кадры для Арктики». Помимо обозначенных задач проект решает и ряд PR-задач.
На микроуровне: обеспечение ряда функций pr-подразделений заказчиков – создание инфоповодов, продвижение знаний о Русском Севере и Архангельской области на одну из ключевых аудиторий – молодежь, укрепление связей в медиа-сфере, тест-драйв типичных мессенджей, создание экспертного пула для будущих проектов.
На макроуровне: взаимодействие Санкт-Петербургского государственного университета и Правительства Архангельской области в лице Представительства в Санкт-Петербурге – это усиление профессии коммуникаторов за счет многолетнего практического опыта практикующих PR-специалистов пресс-служб мэрий и областной администрации, редакторов и журналистов региональных СМИ и первопроходцев медиа-экспертов Клиники коммуникационных проектов СПбГУ. В свете переориентации отечественного туризма внутрь страны, особо актуальным сегодня становится вопрос популяризации российских регионов с мощнейшим историко-культурным наследием, таких как традиционный Русский Север, развитие патриотических и культурных проектов, организация перекрестной коммуникации и сотрудничества между регионами и федеральным центром.
В реализации данного проекта «Кадры для Арктики» партнерские организации видят своей миссией не только продвижение имиджа Архангельской области в Санкт-Петербурге и популяризацию историко-культурного наследия Русского Севера среди молодежи, но и привлечение на работу в Архангельскую область молодых специалистов по коммуникациям и журналистике.
Цель проекта
Цели проекта:• продвижение имиджа Архангельской области в Санкт-Петербурге через культурные, исторические и патриотические проекты;
• повысить уровень туристической привлекательности Архангельской области в глазах петербуржцев и будущих специалистов по коммуникациям;
• создать инструмент генерации новых коммуникационных проектов и коллабораций;
• получить приток заинтересованных участников среди студентов и профессионалов отрасли;
• профессионально ориентировать будущих журналистов и pr-специалистов на выбор пресс-служб и СМИ Архангельской области в качестве мест работы;
• обеспечивать формирование и поддержание благоприятного имиджа Клиники коммуникационных проектов СПбГУ (как передового и влиятельного подразделения внутри Университета и в профессиональной коммуникационной среде, как привлекательного и статусного - для абитуриентов и потенциальных преподавателей);
• расширение университетской базы практики.
Результат проекта
1. За время реализации проектов существенно повысился уровень осведомленности о существовании и уникальном потенциале Русского Севера (Архангельской области) среди универсантов, СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, профессионального сообщества коммуникаторов.2. Путем вовлечения в проектную деятельность и выездную практику студентов, родившихся в разных уголках России, проект вырастил уже не одно поколение лояльных к Архангельскому региону молодых специалистов по журналистике и связям с общественностью, искренне полюбивших дивный Русский Север.
3. Во время партнерства было создано более 25 готовых к реализации медиа-, pr- и дизайн-проектов, рассчитанных на разные целевые аудитории с бюджетом от нулевого до высокобюджетного. Были отработаны инструменты генерации проектов – мозговые штурмы, ментальные карты, воркшопы, тест-драйвы в реальных условиях. Студенты получили навык работы с заказчиком в конкурентной среде. Приняли участие в выездных пресс-центрах. Проект приобрел ряд новых партнеров, среди которых – театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, художественные галереи и вузы.
4. В проекте приняли участие около 250 студентов, 36 сотрудников редакций, пресс-служб и PR-департаментов органов власти и различных организаций Архангельского региона. Проект взял специальный приз жюри Конкурса журналистов Северо-Запада СеЗам и прозвучал на весь СЗФО. Известность привела в Клинику новых работодателей, среди которых Администрация Светлогорского городского округа (Калининградская область), Комитет по делам ЗАГС и Комитет по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга.
5. Ежегодно студенты после выездной практики получают приглашения продлить стажировку или приехать поработать на места практики. Работодатели довольны результатами и готовы брать на работу молодые кадры.
6. Проект «Кадры для Арктики» существенно повлиял на наращивание репутационных активов и паблицитного капитала Клиники как внутри университета (уровень руководства, студентов, преподавателей), так и за его пределами (профессиональное сообщество, другие регионы РФ). Клиника приобрела поддержку руководства и получила возможность финансирования студенческих выездных практик за счет СПбГУ. Студенты год от года продолжают проявлять интерес к различным активностям в рамках проектах: число заявок всегда имеет положительную динамику. Также Клиника приобрела новых партнеров и новые проекты по туризму и региональному имиджбилдингу – таких как Калининградская область, Сосновый Бор. Проект «Кадры для Арктики» был отмечен профессиональными наградами, а директор Клиники коммуникационных проектов СПбГУ получила благодарность от Представительства за личный вклад в укрепление культурных и деловых связей между Архангельской областью и Санкт-Петербургом, а также серебряный знак почета Поморского землячества.
7. База расширилась как за счет географии, так и за счет индустрий. Университет заключил договоры с более чем 10 работодателями в рамках проекта.